Значение загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок. Роль загадки в развитии дошкольника Аппликация как средство эстетического воспитания школьников в начальных классах

В ходе многолетней работы с детьми я пришла к выводу, что воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. С помощью загадок у детей можно формировать не только любовь к народному творчеству, к родному языку, образному и точному слову, но и развивать мышление детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы, чтобы отгадать загадку ребенку нужно внимательно наблюдать, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять найденное. Помимо этого с помощью загадок можно развивать у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир, а также приучать детей к логике, к рассуждению и доказательству.

Кроме развития мышления детей загадка играет важную роль в развитии речи детей.

Использование загадок в работе с детьми способствует формированию образности речи детей, загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. В своей работе использую загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме, применяю их во время детской деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности.

Считаю своей задачей научить детей разгадывать самые разные загадки и придумывать свои. Работа ограниченная только пересказом загадок и сообщением отгадок, не позволяет в полной мере задействовать их развивающие возможности, так как загадки очень многогранны: как логическая задача, загадка учит анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать выводы, проверять себя. Как произведение устного народного творчества, знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводит детей в мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами родного языка.

Загадки - необходимый атрибут дошкольного детства, однако не всегда взаимоотношения с загадками складываются просто. Иногда прямое и подробное описание знакомого детям предмета не ассоциируется у них с отгадкой, а иногда ответ находится моментально, без усилий. Это является следствием непредсказуемого сочетания свойств самой загадки и способностей ребенка. Срабатывает поистине загадочный механизм, объединяющий ресурсы образного мышления, воображения, аналитики, интуиции и опыта ребенка. Чтобы содействовать включению этого механизма, а также возникновению у ребенка ощущения загадочности, желания разгадать загадку, необходимо выразительные средства языка дополнять выразительными средствами голоса. Поэтому весьма важно выбрать правильно интонацию, тембр и громкость голоса, темп речи, верно расставить смысловые акценты.

Загадки нельзя разделить на простые и сложные, ориентируясь на их восприятие детьми, однако строение загадок дает возможность распределить их по группам. Можно выделить следующие группы загадок:

  1. загадки-описания, в которых производятся простая совокупность признаков и характерные для загаданного предмета действий;
  2. загадки, содержащие ключевой признак, свойственный только данному объекту:
  3. загадки, в которых описание дается через отрицание;
  4. загадки, в тексте которых содержатся разного рода подсказки;
  5. загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет (загадки построенные с использование сравнений, метафор) ;
  6. загадки-рифмовки;
  7. загадки-обманки;
  8. загадки на смекалку и др.

Рассмотрим первую группу загадок. Использование таких загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания.

Учить доказать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, формируя ее в точную словесную форму. Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, необходимо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Следует вызвать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Для этого я организовываю межу детьми соревнование: «Кто полнее и точнее докажет?» , «Кто правильней докажет?» . Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Загадывая детям загадки, повторяю их несколько раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и выделяли признаки. После этого даю детям образец и план доказательства в соответствии со структурой загадки. Например: «У кого мордочка усатая, а шубка полосатая? Кто часто умывается без воды? Кто ловит мышек? Кто любит рыбкой полакомится? Про кого эта загадка?» .

«Безрук, без ног

По окном стучится,

В избу просится» (Ветер)

Вторая группа загадок - загадки, содержащие ключевой отличительный признак загаданного предмета. Загадки этой группы считаются наиболее простыми. Опыт работы показывает что детям далеко не всегда дается выделить в тексте загадки фрагмент, емко и однозначно указывающий на знакомый объект.

Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину -
Хоть пиши картину. (Бобры)

Первая строка указывает лишь на то, что речь идет об обитателях реки. И только в сочетании с третьей строкой формируется ключевой признак (отгадка) - существа, обитающие в реке и строящие плотины.

Рекордсмен среди зверей -
Всех о бегает быстрей.
Длинным рулит он хвостом,
Шубка в точечку на нем. (Гепард)

Сложность загадок третьей группы, содержащих описание через отрицание, заключается, прежде всего в их построении - перечисление признаков перемещается указанием на то, чем или кем не является загаданный объект, это мешает детям сосредоточиться на описании самого предмета.

Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц.
С копытами, да не лошадь.
Серый, длинноухий, с копытами (Осел) .

В данном примере указание на то, кем не является загаданный объект, не дает нам дополнительной информации. Но ряде загадок отрицающая часть более информативна, это дает возможность более полно использовать развивающий потенциал загадки.

Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда наступят холода. (Шарф)

Слова «галстук» и «воротник» в загадке указывают на то, что речь идет о предмете или детали одежды, которая носится на шее. Именно это и объединяет данные слова. Вторая строка подтверждает нашу отгадку, а из двух последних строк мы узнаем, что носят этот предмет только в холода.

Четвертая группа - загадки, в которых помимо описания предмета, существа или явления даются и другие подсказки.

Например, указываются буквы, которые есть в слове-отгадке.

Начинается на «о»
И кончается на «о» .
Я хвораю, не гуляю,
Целый день гляжу в него. (Окно)

Дополнительной подсказкой служит рифма - отгадка является последним словом текста загадки и рифмуется чаще всего с последним словом предпоследней строфы.

Я сегодня утром рано
Умывался из под … (крана)

Практика показывает, что такая подсказка чаще отвлекает детей от поиска элементов описания, от рассуждения. Они стараются услышать правильный ответ в тексте, что довольно сложно.

Пятая группа - загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет. Такие загадки строятся на основе метафор, гипербол, сравнений. Их достаточно трудно разгадать, выстраивая рассуждение. Дети часто не могут определить по какому именно признаку загаданный объект сравнивается с предметом или существом, «заменяющим» его в тексте загадки. Им также бывает непросто выбрать нужное значение многозначных слов.

Вкусны - оближешь пальчики! -
Оранжевые мячики. (Апельсины)

Под крышей четыре ложки,
А на крыше суп да ложки. (Стол)

На пальце одном,
Ведерко вверх дном. (Наперсток)

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки)

Особенно непросто докопаться до истины при столкновении с загадкой, построенной на базе метафоры-парадокса, т.е. сочетания противоположных, несовместимых по смыслу признаков, понятий. Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнивать предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидить в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное.

Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)

Хоть нем я и глух,
А станешь бить меня -
Закричу. (Колокол)

Иногда рассказ о загаданном объекте в загадке умышленно направляет слушателя по ложному пути:

Что за зверь?

Зимой ест, а летом спит.
Тело теплое, а крови нет.
Сесть на него сядешь,
А с места не свезет.

Загадка требует узнать зверя, который спит летом, что для наших климатических условий нонсенс. Вдобавок у него не крови, и он не двигается с места. Уяснив это, нужно выстраивать новую линию рассуждения. Важнейшие признаки - теплое «тело» , летняя «спячка» и необходимость «кормить» только зимой. Это печь.

Шестая группа - загадки-рифмовки. Отгадывать такие загадки несравнимо легче, чем завуалированные народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок, но польза от таких словесных игр также огромная.

Апельсины и бананы очень любят … (обезьяны) ;
У меня пропал носок, утащил его … (щенок) ;
В реке большая драка: поссорились два … (рака) ;
Подставив солнышку бочок, лежит на грядке … (кабачок) .

Следующая группа - загадки-обманки. Такие загадки также как и загадки-рифмовки рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательными, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора.

Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая … лисица (белка) ;
Дочерей и сыновей учит хрюкать … соловей (свинья) ;
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый … волк (медведь) ;
По сосне, как в барабан, застучал в лесу … кабан или баран (дятел) ;
Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это... мишка (белка)

В следующую группу входят особые загадки, в решении которых не поможет богатый жизненный опыт и энциклопедические знания. Смекалка - это сообразительность, умение быстро уловить суть дела, острота ума, наблюдательность, интуиция. Загадки на смекалку тренируют интуицию и быстроту реакции на неожиданность, учат детей мыслить нестандартно, помогают уйти от стереотипов мышления, развивают чувство юмора. В них всегда есть подвох, недоговоренность, многозначность.

От чего плавает утка (от берега) ;
За чем язык во рту (за зубами) ;

Сколько концов у трех палок? А у четырех? А у четырех с половиной? (6, 8, 10) ;

На окошке сидит кошка. Хвост как у кошки, усы, лапы, уши как у кошки, а сама не кошка. Кто это? (Кот) ;

Какой рукой лучше размешать чай? (чай лучше размешивать ложкой) ;

Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут будут вариться 2 яйца? (3 минуты) ;

Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2кг. Сколько она будет весить, если встанет на две ноги? (2кг.) .

В своей многолетней работе я пришла к выводу, что загадки играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Для них загадать и разгадать загадку доставляет огромную радость. Да и мы, взрослые тоже не прочь и старую добрую загадку к месту вспомнить, и новую на современный лад попытаться сочинить.

  1. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.; Академия, 2000.
  3. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей. Дошк. воспитание. -1990. -№7
  4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.; Просвещение, 1976.
  5. Российская детская энциклопедия загадок/Ред. -сост. А.В.Богданова.-СПб.;Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  6. Большая книга загадок/ Сост.О.В.Узорова,Е.А.Нефедова.-М.; Астрель, АСТ, 2011

Должность: воспитатель

Место работы: Иркутская область, г. Иркутск, МБДОУ № 94

Я очень люблю загадки. Ведь они помогают развивать ум, смекалку, остроумие. Поэтому мне стало интересно: как и когда появились загадки, для чего, какими они бывают, кто их придумывает. На эти вопросы мне помогли ответить родители, учителя, книги.

Что такое загадка?

Загадка – это иносказательные(содержащие скрытый смысл) изображения предметов или явлений, которые предлагается отгадать.

Бывают загадки-иносказания:

Колобок, колобок,

Зашнурованный бок,

Убегает от ног.

МЯЧ загадки-описания:

Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком.

Загадки- вопросы:

Что на сковороду наливают,

Да вчетверо сгибают?

БЛИН и даже загадки- задачи:

Шёл охотник.

Увидел на дереве трёх ворон.

Выстрелил. Одну убил.

Сколько осталось?

Кто придумывает загадки?

Народные загадки появились очень давно. Они относятся к устному народному творчеству. Часто используются в народных сказках.

Как с древних времён в народе проверяли ум и смекалку человека? Конечно же загадывали ему загадку!

Во многих русских сказках самыми мудрыми людьми оказывались те, кто легко и быстро разгадывал загадки. И за это им воздавалось сполна: девица умело справилась со всеми загадками царя – и царь женился на ней. А солдат, отгадавший труднейшую загадку, получил кучу денег в награду. Тот же, кто не разгадал загадки, в лучшем случае оказывался в дураках.

Русские народные загадки очень интересны. Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обычном необычное. Поэтому такие загадки – образцы фольклорного искусства слова.

Косой бес

Поскакал в лес. – ЗАЯЦ

Катится бочка

Нет на ней ни сучочка – ЯЙЦО

Маленький мужичок

Оказывается, их писали и пишут очень известные писатели и поэты. Такие как Корней Чуковский, Михаил Шварц, Генрих Сапгир, Сергей Михалков и многие, многие другие.

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная!

К. Чуковский

Летом небо

Очень гладко,

Как спортивная

Площадка.

Футбольный мяч.

Где была ты?

Тут и там.

Где летала?

По цветам.

Что домой ты принесла?

Мёд,- ответила ПЧЕЛА

Г. Сапгир

Когда появились первые загадки?

Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно – не известно. Однако первые упоминания о них относятся к началу семнадцатого века. Точно одно. Что загадка появилась не раньше самого предмета, о котором говорится в этой загадке.

Например, загадка о проруби:

В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено

Относится к восемнадцатому веку. Именно тогда стекло стали много использовать.

А загадка о радио –

Не человек, а разговаривает- возникла в двадцатом веке, когда появилось радио радио.

Почему возникли загадки?

Считается, что в древности люди часто пользовались иносказательной тайной речью. Она нужна была военным, священникам и простому народу. С помощью загадок древние обучали молодёжь иносказательной речи. Умение разгадывать загадки было, по мнению древних, необходимостью. Лишь знающий загадки был сильным и мудрым человеком. Эти знания приносили человеку счастье.

О чём загадывают загадки?

За много веков народ придумал множество загадок обо всём на свете. Тут и загадки о явлениях природы, о растениях, о животных, о самих людях и их жизни.

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На дереве живёт

И орешки грызёт.

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошёл

Красну шапочку нашёл.

Есть ли загадки в других странах?

Конечно, есть!

Каждый народ имеет свои загадки. Многие из них переведены на русский язык и понятны нам. Часто в загадках говорится о знакомых всем людям предметах(солнце, звёзды и пр.), а иногда загадку трудно отгадать, так как отгадкой становится предмет, знакомый определённому народу.

Якутские загадки:

Серебряная чаша

Посреди моря лежит

Без колёс, а двигается.

Эвенкийские загадки:

Старушка встанет –

До неба достанет.

ДЫМ ОТ КОСТРА

Кипит котёл в тайге.

МУРАВЕЙНИК

Карельские загадки:

Кипит в лесу котёл

Без дров – головешек,

Без поваров – поваришек,

Без кашеварок – стряпушек.

МУРАВЕЙНИК

Не кушает, а пухленькая,

Не умыта, а чистенькая.

Алтайские загадки:

На вершине золотого дерева

Золотая кукушка крылья распустила.

КЕДР И ШИШИКИ.

Страшный хан живёт в горах,

На людей наводит страх.

Загадки народов Северного Кавказа:

В тёмный ров страшный барс залез.

САБЛЯ В НОЖНАХ

Никто не кормил, а толстой стала.

Загадки народов Южного Урала:

Плащ не больше чаши, а весь народ греет.

Под горбатым мостом

Четыре горбика.

НОГИ ВЕРБЛЮДА

Зачем нужны загадки?

Загадки интересны, познавательны, они развивают логику, речь, мышление и фантазию. Поэтому взрослые так любят загадывать загадки детям, а дети любят их отгадывать.

Долго ли будут существовать загадки?

Загадки будут жить вечно. Только одни загадки уходят, но на их место приходят другие. Так происходит потому, что многие предметы быта, события уходят из нашей жизни и мы не можем отгадать их, не понимаем их смысл. Но новое время приносит с собой новые современные загадки. Некоторые из них основываются на старинных загадках.

Летит птица крылата:

Без глаз, без крыл,

Сама свистит, сама бьёт.

В древности отгадкой была СТРЕЛА.

А теперь мы скажем, что это ПУЛЯ. И по-своему будем правы.

Можно ли сочинять загадки самим?

Я решила проверить – можно ли самим сочинять загадки? Я постаралась и вот что у меня вышло:

Белый, ароматный

Очень, очень сладкий

Красная одёжка

Чёрная застёжка

Все «Коровкой»

Называют и на

Небо отправляют.

Там её детки кушают конфетки

Божья коровка

Очень вкусная подружка

Ароматная ПЕТРУШКА

Открываю белый короб

Там всегда продуктов ворох.

Все полезны и нужны

Ну, конечно, ХОЛОДИЛЬНИК

Эти штучки любят детки

Только это не конфетки.

Мы сосали их и сами,

А теперь большими стали

И давно их не видали

СОСКА, БУТЫЛКИ С СОСОКОЙ

Кто ночью работает,

А днём отдыхает?

Итак, узнав многое из истории загадок, я полюбила их ещё больше. Теперь для меня загадки не только смешные и забавные вопросы. Но, прежде всего, это исторические литературные памятники русского фольклора и прекрасные миниатюрные произведения известных авторов. Я узнала, что загадки есть у каждого народа, что пришли они к нам из древности и что они продолжают жить и обновляться, появляются новые уже авторские загадки. Я попробовала и сама сочинила несколько забавных загадок и мне это понравилось.

Закончить свою работу я хотела бы стихотворением Владимира Даля – известного собирателя фольклора, писателя, автора толкового словаря и великого знатока русского языка.

«Загадка»

Как по мосту, по мосточку

Шла девица-семилетка,

За девицей –молодец:

Стой, девица – семилетка,

Загадаю три загадки,

Ты изволь же отгадать их:

А что растёт без кореньев?

А что цветёт без алого цвету?

А что шумит без буйного ветру?

Растёт камень без кореньев,

Цветёт сосна без алого цвету,

Шумит вода без буйного ветру.

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.

1. О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.

Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.

В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

    воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

    стимуляция умственной активности;

    развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

    расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

    развитие сенсорной сферы.

Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) , т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

Загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение) ;

Загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое) . Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня сложности включают:

Загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

Загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т. д.)

Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.

Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОНР.

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания) . В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т. д.) . Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.

Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки можно записывать в оформленные альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре.

2. Методика обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3, 5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1 (приложение1)

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар) . Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы) .

Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы) .

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

монета

Шипящий

вулкан

Круглый

арбуз

ПР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели "Какой - Что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета) .

Модель 2 (приложение 2)

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части) .

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

Что делает ежик?

Пыхтит, собирает, семенит.

Пыхтит как кто или что?

Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение") .

Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение") .

Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение") .

Собирает как жадина (сравнение на "занижение") .

Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение") .

Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение") .

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Пыхтит

Новенький паровозик

Собирает

Хорошая хозяйка

Семенит

Ребенок, который учится ходить

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Пыхтит

Сломанный чайник

Собирает

Жадина

Семенит

Старый гном

Модель 3 (приложение 3)

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб:

На что похож гриб? - На мужичка.

А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.

Еще на что похож? - На дом, но без окон.

А еще на что похож? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

На что похоже?

Чем отличается?

Мужичок

Нет бороды

Дом

Нет окон

Зонтик

Тоненькая ручка

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.

Список литературы:

    Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000.

    Алексеева М. М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М. : Академия, 1999.

    Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981.

    Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. : Просвещение, 1976.

    Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986. -№9. -С. 23-26.

    Путешествие по Стране Загадок /Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000.

    Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. -1990. -№7

    Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) . -М. : Просвещение, 1981.

    Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание. -1995. -№1. -С. 59-66.

    Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1983. -№7

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Бирская Государственная социально – педагогическая академия»

РЕФЕРАТ

Выполнила : студентка 22гр

факультета биологии и химии

Сахипова Л.А.

Проверил : Бронников С.А.

Актуальность данной работы

Загадки как средство умственного воспитания детей

Заключение

Литература

Приложения

Актуальность данной работы

Загадки представляют собой своеобразную проблемную задачу, решение которой сопряжено с проявлением ребенком умственного напряжения, смекалки, инициативы. Загадки могут быть действенным средством развития умственной деятельности у старших дошкольников при условии обучения конструированию загадок и приемов их решения.

Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами. От него зависит тип логической задачи, ее сложность, характер умственной операции.

Загадки играют важную роль в развитии мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы. Для отгадывания загадок, нужно припоминать виденное, сравнить, сопоставлять различные процессы и явления, мысленно их расчленить, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное.

Успешность решения мыслительной задачи зависит от того, какие стороны предметов и явлений и с какой полнотой в ней отражены. Логическая задача в загадке приобретает своеобразную художественную форму. Благодаря этому она особенно привлекательна. И построение загадки, и ее лексика собирают внимание ребенка, вызывают интерес к задаче. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого умственного состязания. Это умственное состязание, в свою очередь, развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к четкой логике, к рассуждению, доказательству, развивает способность к анализу, формирует умение самостоятельно делать вы воды, умозаключения.

Загадки как средство умственного воспитания детей.

Педагогическая ценность загадки была подмечена еще древними. Исследователь фольклора Ф. Буслаев пишет, что уже в первобытном обществе загадка стала играть «экзаменационную» роль, она была средством испытания мудрости и взрослости молодых людей, а также одним из средств передачи опыта и языка поколений.

Сам жанр загадки содержит в себе многие потенциальные педагогические возможности.

По определению В. И. Чичерова, «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса».

По определению фольклориста В. П. Аникина, загадка – это «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, короткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». В основе всех определений лежат одни и те же признаки:

    описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;

    как правило, описание лаконично;

    загадке часто присущ ритм.

Учитывая эти признаки, загадку можно определить так:

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себя замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Загадки, будучи разнообразны по тематике и содержанию, едины по своей сущности, по проявлению своей главной особенности. Главная особенность загадки состоит в том, что эта миниатюра представляет собою логическую задачу.

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами. От способа шифра зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

В исследованиях Ю. Г. Илларионовой были выделены различные способы построения логических задач в загадках:

    Загадка, построенная на перечислении признаков предмета, явления. В числе их могут быть величина, цвет, форма, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и нужно найти отгадку.

Например:

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку

Здесь перечислены четыре признака, свойственные кролику; признаки внешнего вида и действия животного.

Решение логических задач подобного типа основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединении в целое). Достаточное количество признаков и их конкретность позволяют полнее производить умственные операции и успешнее решать логическую задачу.

    Загадки, в которых характеристика дается кратко, с одной-двух сторон.

Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета:

Рук нет, а строить умеет. (Птичка);

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык);

В воде купался, а сух остался. (Гусь).

Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке.

В этих загадках раскрываются признаки, воспринимаемые при многократном наблюдении. Эти признаки должны выделяться отгадывающим в общей системе обследования предмета и осознаваться наряду с другими признаками.

    Загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.

Например:

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь. (Осел)

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения возможных, но ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку.

Такой анализ развивает способность логически мыслить и рассуждать в необходимой последовательности.

    Метафорические загадки. Разгадывание представляет собой расшифровывание метафор.

Например: Красненьки сапожки в земельке лежат. (Свекла)

Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу. Разгадывание таких загадок развивает как образное, так и отвлеченное мышление.

По словам Л. Е. Стрельцовой, загадки учат ребенка образности, неожиданности сопоставления, нестандартности мышления.

Таким образом, в основе разных загадок лежат различные логические механизмы. Ими определяются типы логических задач и характер мыслительных операций при отгадывании. Из этого можно сделать вывод, что отгадывание загадки связано с овладением операциями мышления.

Проблеме их формирования посвящены труды Д. Н. Богоявленской, Н. А. Менчинской, А. А. Люблинской, Е. Н. Кабановой-Меллер, С. М. Бондаренко и др. Процесс мышления представляет собой совокупность различных операций.

Особое место ученые отводят таким основным операциям, как анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация. Стихийное овладение этими операциями только благодаря содержанию учебного материала и показу педагогам образца использования анализа, сравнения и т. д., без обучения этим операциям не обеспечивает в полной мере творческого мышления. Показателем сформированности мыслительной операции является – понимание ее сути и умение сознательно применять на практике.

А. А. Люблинская доказала, что уже в дошкольном возрасте дети овладевают всеми операциями мышления в самой элементарной форме. Без специального обучения мыслительным операциям дети осуществляют их стихийно (не осознает, как он делает), или полустихийно (осознает, как делает, но не понимает существа операции, не знает правил применения).

Между операциями мышления есть диалектическое единство, но, по мнению авторов (Д. Н. Богоявленская, Н. А. Менчинская), ведущими являются анализ и синтез. Они в разных формах присутствуют, проявляются в других мыслительных операциях. Анализ и синтез – две стороны мыслительного процесса. Правильный анализ любого целого всегда представляет собой анализ не только частей, элементов, свойств, но и их связей, отношений. Он ведет не только к распаду целого, но и к его преобразованию. Это преобразование целого, новое соотношение выделенных анализом компонентов целого и есть синтез.

Задача анализа состоит как в разложении предмета и явления на части, так и в глубоком проникновении в сущность этих явлений. И задача синтеза заключается не только в объединении частей предмета, но в установлении характера изменений их в зависимости от несущественных факторов, отброшенных при анализе. Опираясь на эти положения, мы определили для своей опытной работы: у детей нужно формировать умения:

    разлагать объект на части;

    выделять отдельные существенные стороны объекта;

    изучать каждую часть в отдельности как элемент единого целого;

    соединять части объекта в целое.

Умение сравнивать – важнейшая операция сознательного усвоения знаний.

Самым высоким уровнем творческого мышления является теоретическое мышление, которое предполагает, что у человека развито и конкретное и абстрактное, и логическое и другие виды мышления.

Загадка занимает особое место в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленить, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное.

Успешность решения мыслительной задачи, заключенной в загадке, зависит от того, какие стороны предметов и явлений и с какой полнотой в ней отражены. Логическая задача в загадке облечена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому она особенно привлекательна. И построение загадки, и ее лексика собирают внимание ребенка, вызывают интерес к задаче. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого умственного состязания. Это умственное состязание, в свою очередь, развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к четкой логике, к рассуждению, доказательству, развивает способность к анализу, формирует умение самостоятельно делать вы воды, умозаключения.

Загадки полны познавательного смысла. Загадка ставит перед ребенком вопросы:

    Что откуда?

    Что из чего делается?

    Что чему служит?

Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью, то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение. Каждая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Все, что раньше было для ребенка предметом знакомства и стороннего наблюдения, что составляло пространство его жизни, теперь – предмет загадывания. Играя в загадку, ребенок как бы сдает экзамен на сообразительность. Хорошо ли он знаком с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений. Таким образом, наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и многообразных связях является базой для логически правильного рассуждения и умозаключения. Анализ исследований, посвященных загадкам, помог изучить способы их построения, понять взаимосвязь между развитием мышления и отгадыванием загадок, что определило ход нашей опытной работы.

Заключение

Познавательная активность является процессом осуществления творческого исследовательского поиска, отсюда можно определить что, основная линия педагогической работы с детьми - формирование у них творческого отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Творчество – одна из наиболее содержательных форм психической активности детей; основным путем формирования творчества у детей является создание взрослыми проблемных ситуаций, постановка творческих задач.

Показателями умственной деятельности являются следующие умения:

      анализировать любое целое, его части, элементы, свойства, их связи, отношения;

      синтезировать, преобразовывать целое, новое соотношение, устанавливать характер изменений в зависимости от несущественных факторов;

      сравнивать, обобщать;

      рассуждать, делать умозаключения, выводы;

      предоставлять аргументы и доказательства.

Успешным для развития умственной деятельности и ее показателей может стать применение загадок как проблемных задач, которые направляют детей на познание окружающего мира. Загадки, являясь одним из древнейших средств народной педагогики, содержат в себе множество сведений об окружающей действительности, взаимосвязях и отношениях предметов и явлений, полны познавательного смысла. Загадки построены путем различных логических задач, и являются для ребенка основой для овладения операциями мышления. Она способствует умственному развитию ребенка. Играя в загадку, ребенок сдает экзамен на сообразительность, где выясняется как хорошо он знает признаки, свойства, качества предметов и явлений. Загадка – игра в узнавание, отгадывание того, что скрыто, что представлено в ином образе, в ином качестве. Загадка учит образности и нестандартности мышления.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Психология умственного познания. – М., 1960.

2. Аникин В. И. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.

3. Богоявленская Д. Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: РГУ. – 1983.

4. Бодрова Е. В., Юдина Е. Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1987.

5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

6. Бондаренко С. М. Психология развития дошкольников. – Минск, 1980.

Приложение

1) Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно. Чем чаще с нею говоришь – тем ум богаче будет.

2) (Белый камушек похудал сильно, а следы на доске видно.

3) Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз)

4) Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)

5) Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
(Земляника)

6) Днем спит, ночью летает и прохожих пугает.

7) Спереди - шильце, сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце.
(Ласточка)

8) Он в мундире ярком, шпоры для красы
Днем он - забияка, поутру - часы.
(Петух)

9) Пестрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
(Утка)

10) Шар воздушный золотой
Над рекой остановился,умственное развитие детей . Следовательно, они рассматриваются как средство умственного воспитания детей . По характеру используемого... и обсудить с детьми поведение птиц. Загадать загадки о птицах. Д/игра «Перелетные – зимующие». Провести...

  • Аппликация как средство эстетического воспитания школьников в начальных классах

    Реферат >> Педагогика

    Эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания , как средству ... Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей ...

  • Дидактические игры и упражнения как средство развития словаря детей

    Контрольная работа >> Педагогика

    Игры и упражнения как средство развития словаря детей по дисциплине «Ознакомление... . Эти приемы, а также загадки , сравнение предметов (по зрительному... процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей ; все задачи...

  • Дидактическая игра как средство сенсорного воспитаня детей младшего дошкольного возраста

    Реферат >> Педагогика

    ... средством сенсорного воспитания . Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как ... умственной задачи с активными действиями. 2. Элементы загадочности (догадайтесь дети ... занятия: 1.Читаю детям загадку : «Ростом...

  • Введение

    загадка поэтический педагогический

    Кто в детстве не любил загадки? Все любили, и, повзрослев, продолжают отгадывать загадки на праздниках, торжествах, конкурсах. Как-то раз мы попробовали сами придумать загадку, но, увы, не получилось. Мы задумались! Наверное, есть специальные правила составления загадок. Мы решили в этом разобраться.

    Оказывается, человек начал создавать загадки еще в глубокой древности. И составление загадки, ее разгадывание требовали пристального наблюдения действительности, выявления в ней типичного, характерного. Загадка помогала совершенствовать человеческую мысль, развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно, образно.

    В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудие труда и прочие.

    К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами, или загадками.

    Загадка была не только «тайным» языком. С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека.

    Отсюда и понятна многовековая жизненность и популярность загадки, как среди взрослых, так и детей.

    Мы поставили перед собой цель: изучить способы доказательства отгадок и правиласоставления загадок и научиться сочинять загадки.

    Объект исследования : загадки.

    Предмет исследования : правила отгадывания и составления загадок.

    Задачи:

    1.Изучить теоретические основы исследования.

    2.Изучить способы доказательства отгадок.

    .Выявить правила составления загадок.

    .Научиться сочинять загадки.

    Гипотеза: если изучить правила отгадывания и составления загадок, то можно овладеть способами доказательства отгадок и научиться самостоятельно, составлять загадки.

    Методы исследования : анализ загадок, изучение композиционных и языковых особенностей загадок, изучение правил составления загадок, эксперимент, сочинение загадок.


    1. Теоретическая часть


    .1 Загадка - поэтическое описание предмета


    Существует множество определений загадки.

    Загадка - замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.

    По определению В.И. Чичерова, «загадка - это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса».

    По определению фольклориста В.П. Аникина, загадка - это «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, короткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления».

    В основе всех определений лежат одни и те же признаки:

    -описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;

    -как правило, описание лаконично;

    -загадке часто присущ ритм.

    Учитывая эти признаки, загадку можно определить так:

    Загадка - это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на поэтическую красоту и
    богатство окружающего мира, развивая тем самым речь. Основой загадок служат обычно свойства, качества, функции предмета, его внешний вид. Излюбленный прием загадки - игра в несообразность, замещение одного предмета другим.

    Пока они незрелые,

    На привязи лежат.

    Как только поспевают,

    Арканы обрывают.

    В некоторых загадках просто сообразуются качества неназванного предмета, способ его применения:

    В этом доме нет угла.

    Вот уж рай для неслуха!

    И такое вот жилище

    Ты всегда в степи отыщешь.

    Многие загадки содержат сведения об окружающем мире и деятельности человека:

    Зимою она и крепка, и тверда.

    Поскольку недаром она изо льда.

    Но только немного ослабнет мороз!

    Как тут же она изведется от слез!

    Поэтическая природа загадки отражает реальный предметный мир не
    ради него самого, а ради эстетических целей. В отличие от пословиц, поговорок и прочих малых жанров фольклора загадка открывает полный
    простор для творческой фантазии ребенка и развития его речи. Загадки обогащают словарь младших школьников за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Итак, разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».


    1.2 Композиционные и языковые особенности загадок


    Как жанр народного творчества загадка давно привлекает внимание писателей и поэтов, которые создают литературные загадки. Литературная загадка продолжает традиции народной загадки: она основывается на том же образном представлении о предмете, сравнении и сопоставлении.

    Загадки, будучи разнообразны по тематике и содержанию, едины по своей сущности, по проявлению своей главной особенности. Главная особенность загадки состоит в том, что эта миниатюра представляет собою логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

    Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию.

    Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами. От способа шифра зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

    В исследованиях Ю.Г. Илларионовой были выделены различные способы построения логических задач в загадках:

    Загадка, построенная на перечислении признаков предмета, явления.

    В числе их могут быть величина, цвет, форма, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и нужно найти отгадку.

    Например: Длинное ухо, комочек пуха,

    Прыгает ловко, любит морковку

    Здесь перечислены четыре признака, свойственные кролику; признаки внешнего вида и действия животного.

    Загадки, в которых характеристика дается кратко, с одной-двух сторон.

    Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета:

    Всегда во рту, а не проглотишь.

    Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке.

    Загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.

    Например: Сер, да не волк,

    Длинноух, да не заяц,

    С копытами, да не лошадь.

    Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения возможных, но ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку.

    Метафорические загадки.

    Разгадывание представляет собой расшифровывание метафор.

    Например: Красненьки сапожки в земельке лежат. (Свекла)

    Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу.

    Необходимо выделить композиционные и языковые особенности загадок.

    Загадка, как мы отметили, всегда вопрос, но оформляется он по-разному. Загадка может быть представлена в виде вопросительного предложения: Кто на себе домик носит? (Улитка.) Но чаще загадка состоит из одного или нескольких повествовательных предложений, обозначающих признаки, а вопрос возникает в сознании слушателя, потому что содержание этих предложений непонятное, необычное. Сама непонятность загадки оказывается, таким образом, ее скрытым вопросом, оформление которого становится заботой отгадывающего: Зубасты, а не кусаются. - «Что это?» (Грабли).

    Богаты и разнообразны изобразительно-выразительные средства загадок. Это объясняется самой природой загадки, требующей сопоставления, иносказания, красок, точности в употреблении языковых средств.

    Цель создания загадки - поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову, поэтому в ней средства языка используются таким образом, чтобы создавалась преднамеренная многоплановость понимания.

    Употребление слова в ином, переносном значении - наиболее распространенный прием для создания загадки. Употребление слова в переносном значении чаще всего оказывается возможным на основе внешнего сходства предметов: или их общего вида и общего назначения, или только их частных признаков - формы, окраски, действий. Так, в загадке - У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет - гвоздь упадет - по принципу внешнего сходства сосулька названа белым гвоздем.

    Итак, композиционные и языковые особенности загадки обусловлены своеобразием жанра. Они делают загадку выразительной, а логическую задачу занимательной.

    Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей младшего школьного возраста. Сама природа загадки, ее назначение требуют от разгадывающего особенно вдумчивого отношения к ее языковой форме: словарю, морфологии, синтаксису. Они помогают ребенку увидеть вторичные значения слов. Загадки позволяют развивать детские языковые представления о возможностях переносного употребления слова.

    Таким образом, под влиянием загадок у младшего школьника складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но естественно и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.

    Загадки полны познавательного смысла. Загадка ставит перед ребенком вопросы:

    Что откуда?

    -Что из чего делается?

    Что чему служит?

    Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью, то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

    Каждая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Все, что раньше было для ребенка предметом знакомства и стороннего наблюдения, что составляло пространство его жизни, теперь - предмет загадывания.

    Играя в загадку, ребенок как бы сдает экзамен на сообразительность. Хорошо ли он знаком с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений. Наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и многообразных связях является базой для логически правильного рассуждения и умозаключения.

    Подводя итог сказанному, отметим, что с древнейших времен загадки были своего рода поэтическим окошком, открывавшим ребенку окружающий мир с таких сторон, которые невидимы при поверхностном наблюдении. Загадки учили «смотреть в корень», видеть взаимосвязь всего сущего, находить схожее в различном и отличия в одинаковом. В загадках мир поэтизирован, предстает необычным, удивительным, наделенным душой, чувствующим, действующим, говорящим с человеком. Как литературное произведение, вводит младших школьников в целый мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами языка.


    2. Практическая часть


    .1 Исследование умений отгадывать и самостоятельно конструировать загадки


    В начале эксперимента проводилась диагностика детей старшего дошкольного возраста и выяснялось:

    1. как дети умеют выделять признаки и свойства предметов и явлений;
    2. как дети понимают сравнение в качестве художественного приема загадки;
    3. какими способами доказательства дети владеют.

    Детям было дано задание:

    Отгадайте загадки. Слушайте внимательно, запомните, как говорится в загадке о предмете; отгадайте и докажите, что вы правильно отгадали.

    Для того чтобы дети по-разному и самостоятельно строили доказательство, предлагалось несколько загадок об одном и том же предмете. Так, о часах было предложено четыре загадки:


    Ног нет, а хожу,

    Рта нет, а скажу,

    Когда спать, когда вставать,

    Когда работу начинать. (Часы)

    Мы день не спим,

    Мы ночь не спим,

    И день и ночь

    Стучим, стучим. (Часы)

    За стеклянной дверцей

    Бьется чье-то сердце -

    Тихо так,

    Что всегда идет,

    А с места не сойдет? (Часы)


    По тому, как дети объясняли отгадку, можно было судить об их понимании сравнений и способах доказательств при отгадывании.


    На графике 1 показаны результаты исследования умений учащихся 4 класса отгадывать загадки.


    График 1. Результаты исследования умений отгадывать загадки


    Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы:

    -дети не привыкли вслушиваться в загадку и размышлять над включенной в нее проблемной задачей;

    -невнимательно слушали, не учитывали все названные признаки, торопились дать ответ, учитывая один из признаков;

    -выделив один признак из целого описания, дети не связывали его с другими признаками, давали неправильную отгадку.

    График 2. Результаты исследования умений самостоятельно конструировать загадки


    По результатам исследования можно отметить, что большинство младших школьников не имеют самостоятельно конструировать нерифмованные и рифмованные загадки, но хотят научиться, так как загадка развивает догадливость, сообразительность; открывает поэтическую сторону в вещах, предметах и явлениях; развивает творческую фантазию; обогащает словарный запас; формирует представления о переносном значении слова.


    2.2 Методика развития умений отгадывать и самостоятельно конструировать загадки


    В ходе работы над проектом был выделен алгоритм отгадывания загадок. Чтобы отгадать загадку, нужно:

    1.Выделить признаки предмета, указанные в загадке.

    2.Сопоставить и объединить эти признаки, установить между ними возможные связи.

    .На основе установления связей и объединения признаков делается вывод, т.е. правильная отгадка.

    Основой отгадывания является понимание вопроса загадки - в нем всегда содержится своеобразная задача, которую надо решить: что надо искать? Надо также уяснить, как искать отгадку, т.е. найти пути решения: где искать? На основании чего делать вывод? для этого надо вычленить все признаки, названные в загадке, так как именно они являются ключом к отгадке.

    Отгадать загадку и доказать правильность отгадки - не одно и то же. Чтобы отгадать загадку, бывает порой достаточно одного признака, случайной ассоциации, внезапной параллели. А чтобы доказать отгадку, необходимо последовательно развернутое логическое рассуждение, строгая обоснованность каждого положения. Доказательство всегда основывается на точном анализе материала загадки.

    Доказательство является логическим приемом самопроверки, самоконтроля при отгадывании и в то же время средством убеждения других.

    Способ доказательства зависит от количества признаков и полноты связей, представленных в загадке, т.е. от сложности логической задачи, которую приходится решать.

    Если в загадке перечислено несколько признаков, и они даны уже в готовых связях, например:

    Заворчал живой замок,

    Лег у двери поперек.

    Две медали на груди.

    Лучше в дом не заходи! - то доказательство легче начать с тезиса (отгадки), а потом подтвердить его доводами (признаками). «Это собака» (тезис). Доводы: «Она ворчит, ляжет у двери и сторожит дом. Никого не пропустит».

    Если в загадке названы только признаки, а связи не показаны, то доказательство может начинаться с установления связей, с рассуждения, а за ним следует вывод, отгадка:

    Быстрый прыжок,

    Теплый пушок,

    Красный глазок.

    Доводы: «Быстрые прыжки и теплая пуховая шубка - у кролика. И красный глазок - бывает у кролика. Значит, это кролик».

    Существуют два различных способа доказательства отгадок (см. таблицу 1). Способ доказательства определяется содержанием, композицией загадки, своеобразием логической задачи.


    Таблица 1. Способы доказательства отгадок

    СпособДоказательствоОсновное назначениеПримерПервый способдоказательство начинается с объявления отгадки (тезиса), после чего следует подтверждение ее признаками (доводами)загадка заканчивается вопросомСнег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает? Дети отгадывают и предлагают доказательства: «Это бывает зимой (тезис), потому что зимой на полях снег, на реках лед и вьюга завывает» (доводы).Второй способдоказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, т.е. с рассуждения, доводов, а отгадка (тезис) является логическим выводом, итогом рассуждения.а) отгадывание загадок, в которых перечисляется ряд признаков и нет прямого вопроса. В этом случае отгадывающий рассуждает, сопоставляет признаки между собой, устанавливает связи и приходит к выводу-отгадкеДлинное ухо, Комочек пуха. Прыгает ловко, Любит морковку, Дети рассуждают: «Длинные уши бывают у зайчика и у кролика; зайчик и кролик пушистые и ловко прыгают, только зайчику негде взять морковку, а кролику морковку дают - (доводы). Значит, это кролик» (тезис).б) отгадывание загадок, построенных на отрицательном сравнении Круглая, да не мяч, Желтая, да не масло, Сладкая, да не сахар, С хвостиком, да не мышь. Ребята рассуждают: «Круглыми бывают помидор, редиска, репа. Только помидор красного цвета, редиска розового, а репа желтого. Она и сладкая. А хвостик - это корешок. Значит, это репа» (тезис)

    Таким образом, когда овладеешь различными способами доказательства, то и отгадывать загадки будет легче и точнее. Тогда отгадывание будет основываться не на случайном совпадении, а на четком анализе материала загадки.

    Параллельно с работой по отгадыванию загадок шла работа по составлению загадок.

    Работа велась поэтапно:

    1. Нахождение сходных предметов по какому-либо признаку в окружающей обстановке.

    С помощью набора картинок учить детей анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения.

    Введение модели, с помощью которой дети учатся загадывать -
    отгадывать загадки. 4.Коллективное и индивидуальное составление загадок.

    Рассмотрим каждый из этапов работы.

    Исходя из того, что наблюдение и изучение предметов в их многообразных связях являются базой для логически правильного рассуждения и умозаключения, с этой целью детям предлагались следующие задания:

    Задание 1.

    «Назовите все деревянные предметы в группе».

    Цель: учить детей находить сходные предметы в окружающей обстановке по одному общему признаку - по материалу, сравнивать и обобщать их; развивать наблюдательность и внимание.

    Задание 2.

    «Назовите все предметы круглой формы».

    Цель: учить детей находить в окружающей обстановке предметы схожие по форме; продолжать развивать наблюдательность и внимание.

    Задание 3.

    «Какие предметы бывают только желтыми (зелеными, оранжевыми)?».

    Цель: учить детей находить в окружающей обстановке предметы схожие по цвету; продолжать развивать наблюдательность и внимание.

    Задание 4.

    «Ребята, назовите предметы, которыми можно есть, копать?».

    Цель: учить детей находить предметы-заместители, обращаясь к личному опыту; развивать воображение, абстрактное и логическое мышление.

    На первом этапе эксперимента можно было проследить, что дети сначала невнимательно слушали задание и неверно отвечали на поставленные вопросы, но при помощи вопроса воспитателя, стимулирующего на обследование, они активизировались, начали искать, предметы, детали в окружающей обстановке, исследовать пространство, делать для себя открытия. Возникающий интерес к заданиям мы поддержали вопросом о предметах-заместителях, обращались к личному опыту детей.

    В результате заданий удалось развить у младших дошкольников наблюдательность, внимание, воображение детей, формировать умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения.

    Посредством применения загадок дети овладевали умением находить образные сравнения. С этой целью были разработаны задания:

    Детям предлагается прослушать стихотворение и доказать, почему такие сравнения приводит автор стихотворения:

    На свете все на все похоже:

    Змея - на ремешок из кожи,

    Луна - на круглый глаз огромный,

    Журавль - на тощий кран подъемный,

    Кот полосатый - на пижаму,

    Я-на тебя, а ты - на маму. (Р. Сеф)


    В результате выполнения задания, мы отметили, что дети, опираясь на образные сравнения, глубже и точнее анализировали предметы, рассуждали, делали умозаключения, находили в различных предметах сходство и на основе этого давали образное сравнение.

    На этом этапе детям предлагалась модель, с помощью которой они учились выделять признаки и на этой основе составлять загадки.

    Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств предмета. Основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно воспринимаемым свойствам, качествам вещей.

    Например, модель - на листе бумаги изображены:

    -человек - назначение и способы использования предмета;

    -геометрические фигуры - форма предмета;

    -цветовой спектр - цвет предмета;

    -кусочки ткани - материал (гладкий, шероховатый).

    Задание 1.

    Детям было предложено для анализа и рассмотрения яблоко. Опираясь на модель, дети выделяли признаки данного предмета.

    «Какой формы яблоко, есть ли эта форма на модели?»

    «Какого цвета яблоко? Каких цветов бывает?»

    «Какое яблоко на ощупь?»

    «Как оно используется человеком?»

    Ответы детей:

    «Яблоко круглое, похоже на шар, круг».

    «Оно зеленое, но бывают разные яблоки желтые, красные, смешанных цветов».

    «Оно гладкое вот как здесь», ребенок показал на гладкий материал в модели.

    какие-либо качества, свойства, признаки данного предмета не были названы в загадке.

    Работая над загадками, мы составили правила конструирования загадок:

    1.Найди сходные предметы с тем, о котором будешь составлять загадку.

    2.Сравни эти предметы, найди общее, подбери образное сравнение.

    3.Составь модель:

    назначение и способы использования предмета;

    форма предмета;

    цвет предмета;

    материал, из которого сделан предмет.

    4.Составь загадку.

    Итак, работа по развитию умений отгадывать и самостоятельно конструировать загадки дала положительные результаты.


    .3 Анализ результатов экспериментальной работы


    С целью выявления изменений в умениях отгадывать и самостоятельно конструировать загадки была проведена повторная диагностика аналогичная первой.

    На графике 3 показаны результаты исследования умений отгадывать загадки на конец эксперимента.

    График 3. Общие результаты исследования умений отгадывать загадки (конец эксперимента)


    На графике 3 видно, что уровень умений выделять признаки и свойства предметов, понимать сравнения, владеть способами доказательств значительно возрос. Остались еще дети с низким уровнем умений отгадывать загадки в силу частых пропусков занятий по болезни и низкого уровня развития речи.

    Проанализировав полученные данные на конец эксперимента, можно сделать следующие выводы:

    -дети внимательно вслушиваются в загадку и размышляют над включенной в нее проблемной задачей;

    -внимательно слушают загадку до конца, учитывают все названные признаки, не торопятся дать ответ;

    -выделив признак или признаки, дети связывают его с другими признаками, дают правильную отгадку.

    Затем дети самостоятельно сочиняли загадку. Результаты на конец эксперимента представлены на графике 4.


    График 4. Общие результаты исследования умений самостоятельно конструировать загадки (конец эксперимента)


    По результатам исследования можно отметить, что по сравнению с началом эксперимента большинство старших дошкольников умеют самостоятельно конструировать нерифмованные и рифмованные загадки, так как они научились находить сходные признаки предметов, проводить анализ, подбирать образные сравнения.


    Заключение


    Работая над этим проектом, мы изучили много материала о загадках. Выяснили и описали композиционные и языковые особенности загадок.

    В ходе экспериментальной работы была составлена методика развития умений отгадывать и самостоятельно конструировать загадки. Нами были составлены правила конструирования загадок.

    Таким образом, под влиянием загадок у ребенка складывалась привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствовало не только языковую подготовку ребенка, но и успешно развивало его мыслительные способности, расширяло представления о материальном и духовном мире.

    Отгадывание загадок приучало детей к четкой логике, к рассуждению, доказательству, развивало способность к анализу, формировало умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.


    Список использованных источников


    1.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1990. - 156 с.

    2.Львов М.Р. Методика развития речи. - М.: Просвещение, 1993. - 356 с.

    .Казахский фольклор. Собрание В.Г. Потанина. - Алма-Ата,
    1972. - 189 с. 4.Илларионова Ю.Г. Загадки для детей младшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 1997. - 115 с.

    5.Чичерина В.И. Загадки для младших школьников. - М.: Просвещение, 2000. - 124 с.

    6.Муканов М.И. Обучение разгадыванию загадок. // Начальная школа. 1997. - №5. - С. 32.

    7.Напольникова Т.В. Познавательные задачи в обучении русскому языку - М.: Просвещение, 1988. - 134 с.

    8.Тарнопольская О. Фольклор. Загадки. - М.: Просвещение, 2001. - 99 с.

    9.Джежелей О.В. Развитие речи и обучение чтению. - М., 1994. - 89 с.

    10.Ладыженская Т.А. Методика развития речи. - М.: Педагогика, 1993. - 144 с.

    .Пирогова Л.И. Сборник словесных игр. - М.: Просвещение, 2003, - 103 с.

    12.Ерофеева Т.И. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении младших школьников. // Школьное воспитание. - 1996. №2. С. 17-20.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.