Занятие экология во 2 младшей группе. «Вот какие птички, птички – невелички»

Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическая культура.

Цель: Развитие познавательно- исследовательской деятельности детей по изучению качеств и свойств воды через игровую деятельность.

Обучающие задачи:

· Познакомить детей со свойствами воды (во что она может превращаться при понижении температуры, цвет, запах, текучесть);

· Упражнять в определении вкуса воды в зависимости от добавленного в нее содержимого (сахар, соль, лимонный сок)

·Совершенствовать знания детейо значении воды для всего живого.

· Учить детей различать и называть водных животных и птиц.

Развивающие задачи:

·Развивать мышление, воображение, кругозор и любознательность детей;

·Развивать речевую активность.

·Способствовать формированию мыслительных процессов.

·Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

·Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.

·Воспитывать нравственные качества: доброжелательность.

·Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

·Наблюдения за дождем.

·Беседы о значении воды, рассматривание иллюстраций с озер, рек, моря.

·Чтение потешек о воде.

·Полив растений и посаженного лука на участке. Наблюдение за посадками

Словарная работа : безвкусная, бесцветная, прозрачная, чистая, питьевая,

Можно переливать, наливать.

Оборудование: бутылка с питьевой водой, стакан и кувшин, 3 баночки,

Баночки с краской, пластиковые стаканчики для всех детей, рисунок облака,

сахар, соль, лимон.

Ход занятия

Воспитатель: У нас сегодня гости, давайте поприветствуем их.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит

Паром чайника шипит,

Без неё вам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: Ребята, так для чего же нам нужна вода? (Ответы детей).

Дети: пить, купаться, наливать…(ответы детей)

Воспитатель: - Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, варим еду, поливаем растения и т.д. - Правильно ребята. Молодцы. - Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Она как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода - это реки, озёра, моря.

(Стук в дверь) Появляются

Лягушка и маленький тюлень. Мы, мы знаем о воде все!

Воспитатель: Тогда ответьте какая вода по цвету?

Маленький тюлень: Я живу в море, океане и вода в нем то синяя, то голубая, а бывает зеленая.

Лягушка: а я живу в лужице и вода в ней коричневая.

Дети: Белая, прозрачная …

Воспитатель: Давайте разберемся с цветом воды. Вот баночки с чистой прозрачной водой - покажем фокус. (Вызываю 3 детей и предлагаю встряхнуть баночки вода окрасилась в красный, желтый, синий цвет). - Давайте подумаем в что добавили в воду?

Дети: Краску.

Воспитатель: На столе баночки с краской, Саша выбери краску для этой баночки (Вызываю еще двух детей). Вы разгадали фокус.

Вода в лужице у лягушки коричневая от чего? (ответы детей).

А в этой бутылке вода чистая, прозрачная, бесцветная. Какую воду можно пить, а какую нет?

Дети: прозрачную, чистую.

Игра «Какого вкуса вода?»

Воспитатель: Давайте поиграем. Я предлагаю вам попробовать водуна вкус. А теперь поднимите руки у кого вода сладкая? А у кого водичка безвкусная? Если добавляю лимонного сока, соли в воду, какая она станет на вкус?

Дети : Кислая, соленая.

Воспитатель : Но она станется такой же прозрачной. Маленький тюлень живет в соленой морской воде, в ней растворена морская соль. А цвет моря зависит от цвета неба, оно отражается в море - голубое, если тучки темное, серое, от зеленых водорослей которые растут в море.

Воспитатель: Вода не имеет вкуса - она безвкусная, у нее нет цвета - она бесцветная, прозрачная. Давайте немного отдохнем.

Физминутка «Дождь»

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом - Бег.

Все бегом, бегом, бегом.

Стали капли поспевать, Хлопки руками на каждое слово.

Капля каплю догонять.

Кап-кап, кап-кап. Свободные движения пальчиками.

Зонтики скорей раскроем, Соединить руки над головой.

От дождя себя укроем.

Игра «Кто, где живет?»

Воспитатель: Посмотрите, животные и водные обитатели заблудились, Давайте поможем им,

тех - животных которые живут на суше - оставим на столе желтого цвета, а кому нужна вода переселим на стол голубого цвета.

Воспитатель: Вы слышите тихую музыку, а еще что за звук?

Дети: Дождь идет.

Воспитатель: Это тучки набежали и пошел дождь. Давайте нарисуем дождик, вот синяя краска разбавленная водой, обмакните два пальчика и нарисуйте капельки под тучкой на мольберте.

Воспитатель: Очень много интересного о воде узнали лягушка и маленький тюлень

И рыбке, и птичке,

И деревьям в лесу,

И цветочкам на лугу,

И котятам, и тигрятам

Даже маленьким ребятам

Всем она нужна - эта чистая,

Прозрачная, свежая и вкусная вода.

Покажите ваши пальчики, ой они в краске, что поможет нам отмыть руки? (Вода), да, верно, не обойтись без воды. Занятие наше подошло к концу.

Форма: Комплексное занятие.

Программное содержание:

  1. Закреплять действия соотнесения предметов по величине, цветам;

Пособия и материалы: большие игрушки: лев, медведь, обезьяна; две игрушки зайцев разных размеров; длинная верёвка (резинка) с подвешанными на ней картонными бананами на каждого ребёнка; ворота для подлезания; картонные моркрвки двух размеров, грибы и ягоды; 10 картонных бананов, больших и маленьких; бантики, шарики, ленточки.

Группа празднично оформлена под «зоопарк» с воротами-дугами. Дети вместе с воспитателем под весёлую музыку входят в зал, останавливаются перед «воротами».

Воспитатель:

Мы идём сегодня в парк.

В наш весёлый зоопарк.

Встретим заёцев и медведя-

Обезьянкиных соседей.

Там вон лев стоит и ждёт,

Кто же в гости к ним придёт.

В зоопарк идём мы дружно,

Накормить зверушек нужно.

Не обидим их ничем,

А сыграем вместе все.

Воспитатель вместе с детьми проходит через «ворота-дуги» в «зоопарк». Дети выполняют подлезание под дуги, не касаясь руками пола, поочерёдно друг за другом, проходят круг и подходят к месту, где сидят 2 игрушечных зайца: большой и маленький.

1 остановка - «Зайцы»

Воспитатель: Давайте поиграем с зайчиками, споём и станцуем вместе с ними. Повторяйте за мной движения.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, эдак топни ножкой! (2 раза)

(Дети топают ножкой, руки на поясе)

Заинька, бей в ладоши,

Серенький, бей в ладоши,

Вот так, эдак бей в ладоши! (2 раза)

(Дети хлопают)

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, эдак повернись! (2 раза)

(Дети поворачиваются 1-2 раза, руки на поясе)

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, эдак поклонись! (2 раза)

Воспитатель:

Поиграли, поплясали? Давайте угостим зайчиков морковками. Вы заметили, что зайчики разные? Какие они? (дети отвечают). Правильно, один - большой, другой — маленький. Нужно нам и морковки раздать им так, чтобы они все были сыты. У меня есть морковки,посмотрите какие они? (ответы детей). Кому какие дадим?

Дети раскладывают морковки возле зайчиков, соответственно их размерам.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Все зайчики остались довольны! Пойдём дальше.

Воспитатель с детьми проходит круг и подходит к игрушке Льва, наряженной бантами, шариками, ленточками.

2 остановка - «Лев»

Воспитатель:

Посмотрите, лев большой,

Весь нарядный и смешной.

День рождения у него,

Он подарка ждёт давно.

Давайте дети встанем в кружок и поздравим льва с днём рождения.

Дети встают в хоровод и вместе с воспитателем идут друг за другом и поют песенку.

Как на Лёвины именины

Испекли мы каравай,

Вот такой вышины

(поднимают руки вверх)

Вот такой нижины,

(приседают, опускают руки вниз)

Вот такой ширины

(разводят руки в стороны)

Вот такой ужины

(сходятся в круг)

Спляшем дружно и споём,

Очень весело живём.

(играют 2-3 раза)

Воспитатель:

Понравилось вам играть со львом? Он был очень рад, что вы приходили его поздравить. Но нас ждут и другие зверушки в нашем весёлом зоопарке.

Воспитатель вместе с детьми проходит круг и подходит к двум деревьям, на одном из них закреплена игрушка обезьянки. Перед ней растянута верёвка (резинка) с бананами, подвешанными на высоте вытянутых вверх рук ребёнка.

3 остановка - «Обезьянка»

Воспитатель:

Посмотрите дети, кто нас здесь ждёт! Правильно, обезьянка! Где сидит обезьянка? Высоко или низко?(дети отвечают). Обезьянка хочет с нами поиграть. Она легко прыгает с дерева на дерево и достаёт бананы, которые растут высоко. Давайте и мы будем подпрыгивать как обезьянки и попробуем коснуться бананов.

Дети подпрыгивают, стараясь рукой коснуться бананов.

Воспитатель:

Ой, смотрите! Обезьянка уронила бананы и они рассыпались. Дети скажите мне какие бананы? Правильно, большие и маленькие. Давайте поможем обезьянке их собрать. (расскладывают бананы по разным корзинкам).

Воспитатель:

Молодцы, все бананы собрали правильно! Давйте оставим их обезьянке, а сами пойдём дальше. Хорошо? Тогда вперёд!

Воспитатель вместе с детьми проходит круг и подходят к игрушке медведя.

4 остановка - «Медвежонок»

Воспитатель:

Что ты, Мишенька, грустишь?

Не смеёшься, не шалишь?

Дети посмотрите Мишка рассыпал корзинку с грибами и ягодами, поэтому он такой грустный. (уточняю цвет ягод и шляпок грибов). Давайте поможем Мишке собрать грибы в одну корзинку, а ягоды в другую.

Воспитатель:

Молодцы! Вы были ловкими, собрали все грибы и ягоды. Давайте подойдём к медвежонку, а чтоб он не грустил, угостим его собранными грибами и ягодами. Он будет лакомиться и нас вспоминать.

Воспитатель:

Весело мы погуляли?

Со зверями поиграли,

Накормили, поплясали,

И нисколько не устали.

А теперь детвора

В группу нам идти пора.

Воспитатель вместе с детьми выходят из зала.

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 112 ОАО « РЖД»

Конспект комплексного занятия

Весёлый

зоопарк

во 2 младшей группе

Составила воспитатель:

2- ой квалификационной

Сидоренко Н. С.

Самоанализ

Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
А. Дистервег

Самоанализ - это рефлексия собственной деятельности . Самоанализ проходит непосредственно после проведения конкурсного занятия.

Как правило, самоанализ занятия конкурсант готовит дома, по предложенной схеме, а затем зачитывает членам экспертной группы. И в данном случае конкурсной комиссией оценивается прежде всего не тот текст, который педагог старательно прочитал или даже выучил наизусть, а способность воспитателя проанализировать занятие сразу же после его проведения.

В этой связи при самоанализе занятия постарайтесь ответить на ряд вопросов:

  1. Какой был замысел, план занятия и почему?
  2. Выбор содержания и его целесообразность.
  3. Почему именно такая структура была выбрана для данного занятия. Оправдала ли она себя?
  4. Какие технологические приемы использовались для того, чтобы на занятии:

Актуализировать и обогатить субъективный опыт ребенка;

Стимулировать проявление инициативы и самостоятельности;

Создавать для ребенка ситуацию выбора заданий и форм их выполнения;

Строить взаимодействие на основе диалога и полилога;

  1. Какие средства и приёмы, использованные на данном занятии, оказались, на Ваш взгляд, наиболее эффективными? А какие нет? Почему Вы так считаете?
  2. Что удалось, и не мене важно, что не удалось реализовать из задуманного Вами? Почему? Какие моменты занятия оказались наиболее удачными, «провальными» и почему?
  3. Считаете ли Вы, что в этом занятии нужно было бы что-то изменить? Если да, то, что именно и почему?

Конкурсанту следует помнить, что на данном этапе конкурса оценивается не само занятие, а способность воспитателя к рефлексии собственной деятельности.

Водная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. Это было сделано с помощью игрового сюжета «Космическое путешествие на планету профессора Всезнамуса». Непосредственно образовательная деятельность была направлена на решение проблемно-игровой ситуации: восстановление частично утраченного фото планеты, затрудняющее её успешный поиск в огромном космическом пространстве

Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности был введен мультгерой - Профессор Всезнамус. На протяжении всей непосредственно-образовательной деятельности он помогает детям восстановить изображение своей планеты с помощью презентации «Задания профессора Всезнамуса». После каждого успешно выполненного детьми задания он восстанавливает часть изображения своей планеты.

Основная часть НОД - это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач.

В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление навыка

В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена физкульминутка.

Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий.

Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка. Для достижения результатов каждым ребёнком в процессе деятельности был предусмотрен дифференцированный подход к обучению, выразившийся в использовании заданий разного уровня сложности с учетом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка.

Для решения учебных задач использовались дидактические пособия, направленные на совершенствование навыков математического моделирования, развитие логического мышления, памяти, внимания, слухового восприятия: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, плоскостные геометрические формы для моделирования.

Использование в непосредственно образовательной деятельности мультимедийной презентации «Задания профессора Всезнамуса», интерактивной физкультминутки с космо-колобком, обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных учебных задач.

В заключительной части НОД подводился итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий и метод самооценки детьми своих возможностей. Ребятам в качестве инструмента для оценки собственной успешности было предложено выбрать звёздочку:

Выбор красной звездочки означал - «считаю, что со всеми заданиями справился хорошо»

Выбор зелёной - «считаю, что справился с заданиями хорошо, но при помощи воспитателя»

По итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:

Дети успешно справились с заданиями, решив проблемную ситуацию - получили изображение планеты профессора Всезнамуса и нашли ее в космическом пространстве, тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности;

Дети усовершенствовали навык решения задач на сложение и вычитание;

Дети усовершенствовали навык моделирования по схеме, по представлению, проявили творческое самовыражение

Поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени - 30 минут.


Примерная памятка

для самоанализа занятия

  1. Какие особенности и возможности детей были вами учтены при планировании занятия?
  1. Была ли проведена с детьми предварительная работа? Какова связь тематикой этого занятия с предыдущим?
  1. Какие решались задачи:

а) образовательные;

б) воспитательные;

в) задачи развития;

г) была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь;

д) что являлось главным, стержневым?

  1. Рационально ли выбрана структура, время, место, форма организации занятия
  1. Оцените содержание, использованные методы и приемы. Дайте обоснование выбранным методам обучения.
  1. В чем проявился дифференцированный подход к детям? Какие средства обуче ния вы использовали?
  1. Перечислите формы организации детской деятельности, за счет которых обес-печивалась работоспособность, заинтересованность детей в течение всего за нятия.
  1. Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему?

Тема: «Весёлый зоопарк».

Цели: Закреплять действия соотнесения предметов по величине, цветам;

  1. Содействовать осмыслению детьми понятий «высоко», «низко», «широко», «узко»; развивать глазомер;

Фрмировать навыки сотрудничества детей друг с другом;

Развивать творческие способности, умение использовать знакомые предметы в непревычных ситуациях;

Прививать любовь к животным и желание им помочь;

Содейсвовать развитию прыгучести, ловкости, быстроты.

Образовательная деятельность была выбранна соответственно теме методического объединения: «Художественно-эстетическое воспитание по средствам экологии».

Предворительная работа проводилась на протяжении учебного года в процессе образовательной деятельности.

Я считаю, что дети с поставленными задачами справились. В занятие включены разные виды образовательной деятельности: развитие речи, формирование элементарных математических данных, музыкальная, экологическая и физкультурная деятельности, что позволило закрепить полученные знания. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени — 15 минут.


Цель.

Формирование экологической культуры дошкольников.
Развитие познавательной и речевой активности.

Задачи.

Обучающие
— Способствовать накоплению представлений детей о птицах, о частях тела птиц.
— Закрепить правила поведения в лесу.
— Закрепить навык подлезания под дугу.

Развивающие
— Развивать внимание, память.
— Развивать познавательную и речевую активность детей средствами игровой мотивации.

Воспитательные
— Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, взаимопомощи.

Оборудование.
Мяч
Контуры изображений птиц
Изображение птиц для прикладывания их к контурному изображению
Паутина, плетенная из ниток
Дуга для подлезания
Дерево с дуплом
Гнездо с 3-мя птичьими яйцами
Птица-дятел (игрушка)
Аудиозапись музыки
2 подноса
Вишневые косточки, бусинки, мелкие пуговички и семечки
Тарелочки на каждого ребенка
Оборудование для рисования: карандаши, рисунки птиц с неокрашенной деталью

Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? (Да) Тогда, сегодня мы немного попутешествуем по весеннему лесу. Только сначала вспомните правила поведения в лесу.

(Упражнение с мячом)
Воспитатель.
В лесу нельзя:
-нельзя отставать друг от друга
-нельзя ломать ветки
-нельзя разорять муравейники
-нельзя рвать цветы
-нельзя громко кричать и т.д.
Воспитатель. Правила поведения вы знаете, значит смело можно отправляться в путешествие.
«Раз, два, три, повернись – в лесу весеннем очутись!»
Воспитатель. А вот и лес.

Перед детьми контуры изображений птиц.

Воспитатель. Злой волшебник превратил птиц в тени. Что делать? Может, попробуем их снова превратить в живых птиц? (да)
— Назови, тени, каких птиц видишь на картинке?

— Чтобы оживить птиц, нужно расставить правильно их яркие изображения на силуэты.
Дети расставляют картинки птиц на контуры.

Воспитатель. Ребята, птицы так долго были тенями, что проголодались. Чем же их накормить, кормушки пустые?
— Назовите, чем питаются птицы? (зерном, семечками, хлебными крошками и т.д.)
Воспитатель. Где же нам взять все это? Ой, здесь какие-то подносы со странным содержимым. (Воспитатель ставит на два стола 2 подноса, в которых смешаны вишневые косточки, бусинки, мелкие пуговички и семечки )
— Посмотрите и скажите, что на подносах? (вишневые косточки, бусинки, мелкие пуговички и семечки)
— Что из перечисленного будут клевать птицы? (семечки)
Воспитатель. Ребята, вы готовы покормить птиц? Для этого, нам нужно разделить друг от друга все, что находится на подносе. (Воспитатель делит детей на команды по 4 человека ) Сейчас каждый из вас будет отбирать в свою тарелочку то, что я назову. (1-ый ребенок отбирает вишневые косточки, 2-ой – мелкие пуговицы, 3-й – бусинки, 4-ый — семечки)
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы быстро справились с заданием. Поставьте тарелочки с семечками ближе к птичкам. Думаю, они с удовольствием полакомятся нашим угощением.

Воспитатель. Ребята, мы с вами вышли попутешествовать, поэтому пора идти дальше.

На лесной тропинке — паутина (плетенная из ниток паутина закреплена между деревьев), дети не могут пройти.

Воспитатель. Что делать? Возникает противоречие. (убрать паутину, разорвать и т.д. или сохранить ее)
Воспитатель.
Пауки приносят большую пользу, они защищают нас от вредных насекомых, которых ловят в свои сети (паутины). Поэтому не нужно разрывать паутины, если они находятся на деревьях или заборах.
Воспитатель. Давайте осторожно, не задевая паутины, пройдем под ней (дети проходят под дугой или другим препятствием). Молодцы, ребята, никто не задел и не разорвал паутины.

Перед детьми дерево, на дереве дупло (в дупле под листьями и перьями 3 маленьких яичка)
Воспитатель.
— Ребята, как вы думаете, кто живет в дупле? (белка )
— Загляни в дупло. Кого ты там видишь? (никого )
— Что лежит в дупле? (яйца ) Ребята, теперь, что скажете, кто живет в этом дупле (может быть птица )
Правильно, здесь гнездится какая-то птица. А вот что это за птица вы узнаете, если отгадаете загадку.
«Врач» для сосен и берез,
Крепче стали длинный нос,
Съест вредителей в коре
И в мороз, и при жаре!
В. Кузьминов
Воспитатель выставляет птицу дятла и предлагает поиграть.
Воспитатель.
Ребята, у дятла есть друг, шустрая синица. Он очень любит прыгать и скакать. Давайте покажем, как он это делает.

Физминутка «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)

Дятел стучит клювом тук-тук-тук.
Воспитатель. Дятел простучал нам телеграмму. Догадались о чем она? А я догадалась. Послушайте: (под стук дятла ) До-мой по-ра! До-мой по-ра!
Попробуйте простучать телеграмму.

Воспитатель. Да, время прошло незаметно и нам, действительно, пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель. Встаньте полукругом, закройте глаза и скажите:
«Раз, два, три, повернись – в садике нашем очутись!»
Воспитатель. Мы снова в детском саду.
— Понравилось путешествовать по весеннему лесу? (да)
— Кому вы помогли в лесу? (птицам)
— Пройдите к столам. Перед вами изображения птиц. Художник рисовал их второпях и допустил ошибки, не докрасил какую-то деталь. Исправьте неточности художника.
Дети докрашивают деталь птицы (крыло, клюв, ножку, хвост, голову, туловище) под музыку.
Воспитатель.
Какую деталь ты докрашивал?
— Посмотрите, как много разных птиц нарисовал художник, а вы все ему помогали.
Воспитатель. Давайте выпустим птиц на волю, пусть они живут на свободе.
Воспитатель закрепляет рисунки птиц на заранее подготовленное «поднебесье». Включает звуки птичьего пения.

Воспитатель.
Давайте послушаем, как птицы благодарят вас за свою свободу и вашу доброту!
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология
Название: Конспект НОД во 2 младшей группе по формированию экологической культуры через знакомство с окружающим миром

Программное содержание : расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений (в лесу. на лугу и в других природных сообществах).

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на собеседника, задавать вопросы.

Материалы и оборудование: экологические знаки правил поведения в общении с природой, демонстрационный материал «Перелётные и зимующие птицы», «Насекомые» , музыка «Голоса птиц», Наедине с природой»

Ход : Каждый из нас живёт в доме. А когда –то природа была единственным домом человека. Тогда он не умел строить жилище, жил в пещере. Он охотился на животных, собирал растения для еды. Шло время, человек научился многому. Теперь мы живём в кирпичных, деревянных домах, а всё равно нашим домом остаётся природа.

Что такое природа? Человек может жить без природы? Давайте посмотрим на примере: человеку нужны носки-носки вяжут из шерсти, из шерсти делаю нитки, нитки даёт овца, овца питается травой, для её роста нужна почва, вода солнце. Солнце, вода, почва-это природа. Ребята, а где можно услышать пение птиц, журчание ручейка? В лесу. Лес очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть, шуршать.Музыка леса прекрасна.

Очень я люблю, ребята,

Слушать музыку в лесу,

И кузнечика, и дятла,

И пчелу и стрекозу.

Трели птиц, шёпот листвы,

Послушать лес хотите вы?

(слушание аудиозаписи)

А как нужно себя вести на природе? (ответы) Молодцы ребята. любите природу. Чтобы по настоящему любить природу, нужно знать правила.

Игра «Кто правильно назовёт?»

Я вам покажу знаки, а вы объясните, что он обозначают.

Не рубить деревья и кустарники- деревья очищают воздух

— Не разводить костры под деревьями- может возникнуть пожар и погибнет всё живое

Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу

Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам

Не ловить бабочек, он красивы как и цветы, невесомы и ранимы

Не разорять гнёзда птиц- они радуют нас своими песнями

Не брать домой детёнышей зверей-лес дом для них

Не разорять муравейники- они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо

Молодцы ребята, правильно знаки назвали.

— Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

(Н. Рыжова) Молодцы ребята, правильно знаки назвали.

Слушайте второе задание. Вот вам рисунки птиц. Их нужно назвать и разделить на зимующих и перелётных.

Игра « Кто быстрее?

Зимующие:сорока, воробей, синица, дятел, ворона, голубь.

Перелётные: соловей, жаворонок, скворец, грач, ласточка, кукушка.

Молодцы, порадовали меня. Слушайте третье задание. Вот насекомые, кто-то из них лишний: муха, бабочка, комар, паук.

Игра « Кто лишний»

И последнее задание:назови лекарственные растения.

Игра « Кто больше назовёт ?» (шиповник, зверобой, ромашка, подорожник, ландыш, душица) Молодцы ребята, многое знаете о природе. Но в лесу, на реке, везде слышны жалобные голоса животных, птиц, растений. Природа просит о помощи. В лес часто приходят недобрые люди. Ломают деревья, обижают птиц, разоряют муравейники и убивают животных.А ведь в природе всё взаимосвязано, и мы сейчас в этом убедимся. Игра « Берегите природу» Ребята, давайте дружно уберём мусор. А куда же нам девать этот мусор? Что мы будем делать с ним? Правильно. мы его отправим в контейнер для мусора. А оттуда он попадёт на перерабатывающий завод, где из него сделают новую, чистую бумагу, которая пойдёт на изготовление тетрадей, учебников для школьников, книг.Ребята, вы знаете из чего делают бумагу? Правильно, из дерева. Так вот, давая бумаге вторую жизнь, мы сохраняем деревья- «легкие нашей планеты» ,которые помогают нам дышать свежим воздухом.

Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе. Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает улыбка. подаренная ласковому ветерку, цветам, солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.

Возраст: 2 младшая группа

Цель: развитие представлений о взаимосвязи растений с окружающим миром.

Задачи: способствовать расширению знаний детей о значении деревьев для животных и людей, формированию понимания необходимости охранять лес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии для детей 2 младшей группы «Зачем нужны растения?»

Составил воспитатель Михайлова Людмила Анатольевна

Возраст: 2 младшая группа

Цель: развитие представлений о взаимосвязи растений с окружающим миром.

Задачи: способствовать расширению знаний етей о значении деревьев для животных и людей, формированию понимания необходимости охранять лес.

Ход занятия:

(воспитателем рассказывается и одновременно проигрывается сказка с применением необходимой наглядной атрибутики: персонажи Незнайки и зайца, несколько иллюстраций еловых деревьев (имитация леса), дятел, мышка, белка, клест)

Ребята, сегодня я расскажу вам одну очень необычную историю про Незнайку, который поехал на лыжах кататься в лес. А поскольку катался он очень плохо, то с первой же горки, врезался в дерево и набил большую шишку.

И зачем столько деревьев в лесу! – проворчал он, потирая лоб.

Видишь, как я ловко спрятался! Посмотри под ветку ели. Незнайка еще раз осмотрелся и увидел зайца. – когда в лесу много деревьев, а на ветках лежат шапки снега, я могу найти хорошее укрытие от хищников и ветра. Здесь теплее, чем в открытом поле. Елочка мой друг. Кроме меня с елочкой дружат и многие другие животные.

Кто еще? – спросил Незнайки.

Посмотри, по стволу того дерева бегает белка. На елке она строит свое гнездо, хотя может жить и в дупле. Еще у нее в лапках шишка

Я знаю, - сказал Незнайка. – она достает орешки и ест их.

Правильно – ответил заяц.

Тут на ветку сломанного дерева сел дятел.

И дятел дружит с елочкой!- сказал заяц. – он достает из коры дерева жучков и паучков, также может полакомиться и шишками.

Елочка дает дятлу еду, а он помогает ей избавиться от вредителей!- сказал Незнайка. – Они друг другу помогают.

Незнайка, есть еще много животных и птиц, которые дружат с елочкой.

Да, теперь я понимаю это. Елочка очень необходима лесу, также как и другие деревья и растения! – сказал Незнайка направляясь домой. – А на лыжах я обязательно научусь кататься. – сказал он на прощание.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, с кем еще дружит ель?(Ответы детей). Человеку тоже нужна ель. Из нее и других деревьев, растущих в лесу, можно построить дом, напилить дрова для обогрева, сделать доски. А что можно еще сделать из досок? Посмотрите вокруг, сто здесь в группе сделано из дерева? (Ответы детей)

Из деревьев делают картон и бумагу. Лес очень долго растет. Поэтому нужно беречь книги, аккуратно обращаться с бумагой. Это поможет сберечь лес.

Физминутка:

В лесу по дорожке скачем мы на левой ножке,

И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке.

По дорожке побежим, побежим.

До лужайки добежим, добежим.

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немножко отдохнем! (вдох, выдох)

И на стульчики пойдем!(выполняются соответствующие движения)

Воспитатель: Кроме того, лес очищает воздух, дает кислород, которым мы дышим. Без леса не смогут жить звери, птицы, не смогут жить и люди. Лес – это наше богатство! Его нужно беречь и охранять.

Ребята, а что значит охранять лес, природу?(Ответы детей). Правильно, это не делать того, что может навредить ему. Давайте рассмотрим иллюстрации и расскажем как делать не нужно. (готовый комплект картинок на тему «Что нельзя делать в лесу: не ломать ветки, не топтать ядовитые грибы, не срывать цветы, не шуметь, не трогать и не смотреть на гнезда с птичьими яйцами, не мусорить, не разорять муравейники и не ловить диких животных »). Молодцы ребята, теперь я точно знаю, что когда вы отправитесь в лес на природу, вы ничего плохого делать не будете.

Ребята, но мы же не каждый день ходим в лес. А как нам в городе жить без растений и деревьев? (ответы детей). Для того, чтобы дышать чистым воздухом и создавать красоту во круг себя, люди самостоятельно облагораживают свой дом и улицы. Они сажают деревья и кустарники во дворах и на улицах. А еще весной высаживают огромное количество разноцветных цветов, которые не только радуют нас, но также очищают наш воздух как и большие деревья.

Сегодня мы тоже попытается сделать так, чтобы наш воздух очищался. И у нас все лето было прекрасное настроение. Сегодня мы посадим на подоконнике с вами семена цветов, за которыми всю весну будим ухаживать и поливать, а когда солнышко хорошо прогреет землю на улице, мы с вами посадим их в клумбу на наш участок! (ящик для рассады, семена бархатцев, земля рассадная.)

- Сегодня мы с вами узнали, как важны для нас деревья и другие растения! Давайте вспомним. (Ответы детей)

А что понравилось вам больше всего из того что мы сегодня делали(Ответы детей)

Молодцы!