Тема времена года в подготовительной группе. Конспект занятия «Времена года» в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад № 6 «Тополёк» г. Балаково Саратовской области

Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим
с детьми старшей группы

«Времена года»

воспитатель МБДОУ Детский сад № 6 «тополёк» г. Балаково Саратовской области

г. Балаково, 2012 г.

Здоровьесберегающие технологии, используемые во время занятия.

  1. Комфортное начало занятия.

Прежде чем начать занятие, у детей нужно вызвать желание заниматься, любознательность, стремление узнавать новое. Занятие должно приносить ребенку чувство удовлетворения. Интерес детей – важный союзник воспитателя. На речевых занятиях известное место занимают юмор, шутка. Начало занятия с использованием стихотворных строк обеспечивает положительный эмоциональный настрой детей.

  1. Проблемно–диалогическая технология.

При построении проблемно-диалогового занятия надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговое занятие не получится, если присутствуют факторы тормозящие диалог:

Отсутствие внимания воспитателя к ребёнку;

Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые можно и не отвечать;

Неумение воспитателя быть хорошим слушателем.

В начале занятия воспитатель в диалоге с детьми задаёт цель, к которой дети должны прийти в конце занятия (ответить на определённый вопрос).

В ходе занятия, получая новые и закрепляя ранее полученные знания, дети приходят к выводу, который является ответом на поставленный вопрос.

Проблемно–диалогическая технология – метод введения нового знания в современном образовании.

  1. Физминутки «Путешественники», «У оленя дом большой»

Отдых действительно играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии. В современном дошкольном образовании уже пришли к пониманию правильной организации не только учебной части занятия, но и своевременному и правильному восстановлению сил дошкольника.

Физминутки, представляют собой комплексы из нескольких физических упражнений, которые не требуют сложной координации движений. Здоровый и неутомленный ребёнок активен, расположен к общению, с удовольствием включается в работу, предложенную воспитателем, способен к более качественному усвоению знаний.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Взрослые редко обращают внимание, как малыш держит карандаш – пишет, и ладно. А в первом классе выясняется, что пишет он медленно, рука сильно устаёт, да и буквы получаются какие-то некрасивые. В результате – плохие оценки и устойчивая нелюбовь к письму. Как помочь ребёнку? Пальчиковая гимнастика поможет Вашему ребёнку стать хозяином своих ладошек и десяти пальцев, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит подняться ещё на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

  1. Упражнения на релаксацию.

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

  1. Использование музыки при проведении занятия.

Музыка имеет волшебную и чарующую власть над всеми. Музыка на занятиях в детском саду способствуют формированию общей духовной и музыкальной культуры. Во время занятий музыка помогает ребёнку развить его фантазию и творческие способности.

Тема: «Времена года».

Задачи:

  1. Формирование у детей элементарной системы знаний.
  2. Формирование у детей любви к природе, бережного отношения к ней.

Цели:

  1. Расширять знания детей о живой и неживой природе.
  2. Совершенствовать навыки разговорной речи.
  3. Обогащать словарный запас ребёнка.
  4. Воспитывать познавательные способности детей.
  5. Закреплять представления о характерных признаках времён года.
  6. Развивать мышление и воображение.
  7. Воспитывать творческих, эмоциональных и нравственных детей.

Методические приёмы:

  1. Музыка.
  2. Вопросы.
  3. Загадки.
  4. Игры.

Предварительная работа.

  1. Беседы на экологические темы.
  2. Заучивание стихов, загадок.
  3. Наблюдения за живой природой и природными явлениями.
  4. Изготовление кормушек и скворечников с родителями.
  5. Тематические прогулки в парковые зоны города.

Оборудование:

Музыкальный центр, диски с записями музыки; декорации: макеты деревьев, картинки с изображениями птиц, цветов; наборы геометрических фигур на каждого ребёнка; альбомный лист и карандаш на каждого ребёнка; кегли и верёвочки для выполнения физминутки; корзинки с номерами; репродукции картин на тему времена года.

Ход занятия.

  1. Воспитатель и дети становятся в круг и выполняют упражнение, направленное на улучшение настроения.

Собрались все дети в круг:

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы подарить хорошее настроение.

В группу входит персонаж.

  1. Ребята, здравствуйте!
  2. Здравствуйте!!!
  3. А вы знаете, кто я?
  4. Ответы детей.
  5. Я – Старичок-Лесовичок! Я живу в лесу, берегу природу. Я пришёл, чтобы пригласить вас в мой лес. А лес мой не простой, а волшебный.
  6. А почему он волшебный?
  7. Этого я вам не скажу. Мне бы хотелось, чтобы вы сами догадались в ходе нашего путешествия. Ну что, принимаете моё приглашение?
  8. Тогда отправляемся в путь.
  1. Физминутка.

Дети становятся друг за другом. На ковре стоят кегли и лежат две верёвочки на расстоянии 30 см. друг от друга.

Вслед за Лесовичком дети повторяют слова и выполняют физ. упражнения.

По тропинке в лес пойдём

шагают

Лужи мимо обойдём

обходят кегли – ходьба змейкой

Перепрыгнем ручеёк

перепрыгивают на 2 х ногах через верёвочки

Посмотрели мы направо,

Посмотрели мы налево,

Вверх на солнышко взглянули

дети поднимают глаза вверх, встают на носочки

Ах, какая красота!

опуститься с носочков. руки развели в стороны

  1. Звучит музыка «Времена года. Осень».

Воспитатель читает стихотворение:

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Старичок-Лесовичок: Вот мы и пришли в мой волшебный лес. Посмотрите вокруг. Как вы думаете, какое время года в нашем лесу? (Дети рассматривают декорации ).

  1. Осень.
  2. А почему вы так думаете?
  3. Ответы детей.
  4. А знаете ли вы, что осень бывает разной?
  5. Нет.
  6. Вот сейчас Маша и Никита расскажут два стихотворения, а вы внимательно послушаете.

Под негромкую музыку Маша и Никита рассказывают стихотворения.

Маша:

«Золотая осень»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Никита:

«Поздняя осень»

Заглянула осень в сад -

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Жёлтые метели.

Под ногами первый лёд

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнёт,

А запеть – Стесняется.

Воспитатель:

  1. Как вы думаете, какая осень описана в стихотворении, которое рассказала Маша?
  2. Ранняя.
  3. Золотая.
  4. Красивая.
  5. А почему вы так решили?

Дети называют признаки ранней или «золотой» осени:

  1. Листья ещё на деревьях, они имеют жёлтую или красную окраску; птицы собираются в стаи, но ещё не улетают.
  2. Солнце ещё греет, но уже прохладно. И т.д.

Воспитатель:

  1. А о какой осени шла речь в стихотворении Никиты?
  2. О поздней!

Дети называют признаки поздней осени:

  1. Птицы улетели.
  2. Листья опали.
  3. Холодно.
  4. Идут дожди.
  5. Под ногами появился первый лёд. И т.д.

Воспитатель:

  1. Молодцы, ребята, хорошо работали, а теперь немного отдохнём.

Воспитатель с детьми выполняют динамическую паузу. Тем временем помощник убирает осенние декорации и выставляет зимние.

  1. Динамическая пауза.

«У оленя дом большой»

У Оленя дом большой,

дети делают руками «крышу» над головой

Он глядит в своё окошко.

руками делаем окошко

Заяц по полю бежит

бег на месте

В дом к нему стучит-стучит.

имитация стука в дверь

Стук, стук, дверь открой

Там в лесу охотник злой,

Заяц, заяц забегай

делают руками приглашающие жесты

Лапу мне скорей давай.

пожимают руку соседу

Воспитатель: Пока мы с вами отдыхали, в лесу произошли изменения. Посмотрите вокруг – что вы видите?

Дети:

  1. Снежинки.
  2. Снеговика.
  3. На ветках лежит снег.
  4. Зайчик одел белую шубку и т.д.

Воспитатель: Какое это время года?

  1. Зима!

Звучат звуки зимы.

Воспитатель: Правильно. На улице зима: птицы не поют весёлых песен, холодно, солнце очень редко выглядывает из-за туч, завывает вьюга. И всё-таки мы очень любим зиму. А за что мы любим зиму?

Дети:

  1. Можно кататься на коньках.
  2. Играть в снежки.
  3. Лепить снежную бабу.
  4. А ещё зимой мой любимый праздник – Новый год!
  5. Дед Мороз приносит подарки.
  6. А ещё зимой каникулы и не надо ходить в детский сад и т.д.

Давайте с вами пройдём к столам (представим, что это пеньки в лесу) и немного поработаем. Сейчас вы возьмёте лист бумаги, карандаши и нарисуете то, что вам зимой нравится больше всего.

Пока дети работают (2-3 мин.), воспитатель и помощник убирают декорации зимы и выставляют весенние декорации.

По окончанию работ воспитатель проводит пальчиковую гимнастику.

Наши пальчики писали,

Наши пальчики устали.

Наш мизинчик хочет спать

детки загнули мизинчик

Безымянный лег в кровать

загнули безымянный пальчик

Средний пальчик прикорнул

загибают средний пальчик

Указательный заснул

дети загнули указательный пальчик

Большой пальчик все не спит

За другими он глядит!

дети вращают большим пальчиком

Пальцы выспались! Ура!

дети разжимают кулачок

На работу им пора!

пальчики «встают-садятся» несколько раз

  1. Звучит музыка «Весна». Воспитатель читает стихотворение:

Природа проснулась,

Всё радостью дышит,

Становятся дни всё длинней и длинней.

И солнце гуляет всё выше и выше

И веет теплом от оживших полей.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года я сейчас прочитала стихотворение?

  1. О весне!

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним с вами признаки весны.

  1. Стало тепло.
  2. На ветках распускаются почки, появляются листики.
  3. Появилась травка.
  4. Прилетели птицы из тёплых краёв и т.д.

Воспитатель: Давайте, ребята, поговорим с вами о птицах.

  1. Как называют птиц, которые улетают зимовать на юг?
  2. Перелётные.
  3. А каких перелётных птиц вы знаете?
  4. Скворцы.
  5. Ласточки.
  6. Грачи.
  7. Утки.
  8. Журавли и т.д.
  9. А тех птиц, которые остаются с нами, как называют?
  10. Зимующими.
  11. Назовите мне зимующих птиц, которых вы знаете.
  12. Ворона.
  13. Воробей.
  14. Голубь.
  15. Синичка.
  16. Дятел и т.д.

Воспитатель: ребята, давайте с вами поиграем в игру. Мы разделимся на две команды. Посмотрите, как много птиц в нашем лесу. Сейчас команда мальчиков будет искать перелётных птиц, а команда девочек – зимующих.

Дети ходят по группе, выполняют задание. В конце игры подводят итоги. Выигрывает команда, сделавшая меньше ошибок.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь давайте вспомним, что зимующие и перелётные птицы делают весной.

  1. Строят гнёзда.
  2. Выводят птенцов.

Воспитатель: Правильно. А ведь человек тоже помогает птицам весной. Как?

  1. Люди делают скворечники для птиц.
  2. Вот и мы сейчас с вами сделаем скворечники для птиц.

Прошу вас пройти за свои столы. У вас в «розетках» лежат геометрические фигуры. Выложите из них скворечник.

Дети работают.

По окончанию работы Старичок-Лесовичок и воспитатель оценивают работы. Дети рассказывают, для кого они сделали домик.

Воспитатель: Что ж, мы помогли птицам, а сейчас прошу пройти на коврик, сесть и закрыть глаза.

Воспитатель проводит упражнение на релаксацию (звучит музыка) .

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают...

Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена и расслаблена...

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляются (2 раза).

Дышится легко... ровно... глубоко...

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем.

Потянуться!

Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

  1. Во время релаксации помощник раскладывает на ковре бумажные цветы. Можно распылить в группе цветочный аромат.

Воспитатель: ребята, откройте глаза и посмотрите вокруг. Что вы видите и чувствуете?

  1. Много цветов.
  2. Еще запах цветов.
  3. Как вы думаете, где мы оказались?
  4. На цветочной поляне.
  5. Правильно. А какое время года сейчас в лесу?
  6. Лето!
  7. А много ли названий цветов вы знаете?
  8. Много!
  9. Вот мы это сейчас и проверим.

Загадки о цветах (3-4 шт.).

Четыре ярко красных

Блестящих лепестка

И зёрнышки в коробочке

У этого цветка. (Мак).

Много лепесточков острых –

Красных, желтых, белых, пестрых.

На меня ты погляди-ка,

Называюсь я... (Гвоздика).

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик

Нарядился... (Одуванчик).

Каждый, думаю, узнает,

Если в поле побывает,

Этот синенький цветок,

Всем известный... (Василёк).

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка.

Сердечко золотое,

Что это такое? (Ромашка).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у всех цветков разное количество лепестков?

  1. Сколько лепестков у клевера?
  2. Три.
  3. А у мака?
  4. Четыре.
  5. У ромашки?
  6. Много.
  7. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Собери букет.

Мы разделимся на три команды. У меня три корзинки для цветов, на которых написаны цифры 1, 2, 3.

Первая команда собирает цветы, у которых 4 лепестка.

Вторая команда собирает цветы, у которых много лепестков.

Третья команда собирает цветы с тремя лепестками.

Будьте внимательны при счёте.

Дети собирают цветы. В конце игры воспитатель и Старичок-Лесовичок оценивают работу команд. Дети должны сказать название цветка.

  1. Воспитатель: молодцы, ребята. А теперь возвращаемся в детский сад.

Наши ножки устали, много ходили. Поэтому, давайте сядем за столы, выпрямим спинки и послушаем Старичка-Лесовичка.

Старичок-Лесовичок: Ребята, понравилось вам у меня в лесу?

  1. А теперь ответьте мне – почему мой лес называется волшебным?
  2. Ответы детей.
  3. Потому, что мы побывали во всех временах года сразу.
  4. Правильно.

Воспитатель: А на самом деле такое бывает?

  1. Нет!
  2. А почему вы так думаете?
  3. Потому, что времена года сменяют друг друга не сразу.
  4. Сколько месяцев в каждом времени года?
  5. Три!
  6. А в году сколько месяцев?
  7. Двенадцать.
  8. Правильно. Старичок-Лесовичок, ответили ребята на твой вопрос?

Старичок-Лесовичок: Да. Молодцы, ребята. А за то, что не шумели у меня в лесу и птичкам помогли – хочу угостить вас.

Старичок-Лесовичок угощает детей, прощается и уходит.

  1. Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие?
  1. Давайте с вами снова встанем в круг и подведём итоги нашего занятия. Я буду бросать мяч и задавать вопрос. А тот, кто поймал – быстро отвечает на вопрос. Остальные ребята молчат. Если вы не можете ответить – бросаете мне мяч обратно. Поняли?
  2. Где мы сегодня были?
  3. В лесу.
  4. Какое время года было сначала?
  5. Осень.
  6. Какая бывает осень?
  7. Золотая, поздняя.
  8. Когда птицы возвращаются с юга домой?
  9. Весной.
  10. Что люди делают для птиц?
  11. Скворечники.
  12. У какого цветка четыре лепестка?
  13. У мака.
  14. Какое время года между осенью и весной?
  15. Зима.
  16. Где мы были в конце прогулки?
  17. На цветочной поляне.

Воспитатель: Что ж, ребята, вы хорошо поработали. Наше занятие подошло к концу. Спасибо. Ешьте угощение и отдыхайте.

Список использованных источников

  1. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина «1000 загадок. Пособие для родителей и педагогов».
  2. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы».
  3. В. Степанов «Воробей».
  4. К. Бальмонт «Осень».
  5. В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь».
  6. http:// www.malych.org Журнал для молодых мам.

Коррекционно-развивающее занятие «Времена года» предназначено для детей 5-6 лет, на развитие основных психических процессов.

На данном занятии использованы активные методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность детей, направленные на развитие самостоятельности, инициативности, свободной реализации способностей воспитанников и их образовательных потребностей.

В течение коррекционного занятия детям предлагается смена видов деятельности путем включения игровой физкультминутки. Для активизации внимания детей использовано художественное слово. Продолжительность коррекционного занятия: 25 минут.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающие занятие для дошкольников "Времена года"»

МБДОУ «Детский сад №16 «Красная Шапочка» города Новочебоксарска Чувашской Республики

конспект коррекционно-развивающего занятия

тема: «Времена года»

психолого-педагогическое сопровождение дошкольников

педагог-психолог, Дунаева Н.А.

г. Новочебоксарск, 2017

Программное содержание.

Цель: систематизировать представления детей о времени года.

Задачи:

Образовательные: закрепить и уточнить представления о признаках присущих временам года; учить находить признаки самостоятельно; расширять словарный запас.

Развивающие: развивать мышление, внимание; память; умение сравнивать; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать художественные и творческие способности;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Продолжительность занятия: 25 минут

Ход занятия.

Дети заходят в зал под музыку.

Психолог : Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас.

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое

Мы отправимся сейчас.

А в какое, вы узнаете из сюжета (СЛАЙД)

О чем же мы будем говорить с вами? Как выдумаете?

(Ответы детей. О временах года).

Сколько времен года? (Ответы детей. 4).

Какие времена года вы знаете?

Отгадайте, о каком времени года говорится в загадках?

    Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

    Тает снежок,

Ожил лужок,

Подснежник расцветает

Когда это бывает?

    Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает?

    Несу я урожай,

Птиц к югу отправляю

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и елочек

Я …….. (Осень).

Психолог : Молодцы, как вы и сказали всего 4 времени года (весна, лето, осень, зима).

Все времена года сменяются по очереди, за летом идет осень, за зимой весна.

игра «Назови соседей»

Назовите мне, пожалуйста, соседей ко времени года весна …, зима … ,те которые идут до и после указанного.

Конверт с письмами от времен года

Игра «Бывает-небывает»

Ой, какое необычное письмо поступило на электронную почту от времен года. Ребята вам, нужно быть особенно внимательными. Времена года нарочно допустили ошибки в своем письме, когда вы услышите, что данные признаки не подходят к времени года, должны фиксировать ошибки хлопком в ладоши.

Послушайте

Летом я: загораю, купаюсь, катаюсь на лыжах , играю в песке, леплю снеговика , хожу в шортах, отмечаю женский праздник 8 Марта , собираю в лесу землянику.

Осенью я: собираю опавшие листья, выкапываю картошку в огороде, встречаю Новый год , хожу в лес за грибами, вешаю скворечники, хожу в валенках .

Весной я: снимаю теплую одежду, встречаю перелетных птиц, купаюсь в речке , сажаю рассаду в огороде, собираю в лесу подснежники, заготавливаю на зиму овощи .

Зимой я: катаюсь на коньках, катаюсь на лыжах, загораю , чищу дорожки от снега, играю в снежки, катаюсь с горы на ледянке, собираю в лесу ягоды и грибы, жду в гости Деда Мороза.

Психолог: Молодцы, вы были очень внимательными

Игра «Чего не достаёт?»

Психолог : Вот такие дары принесла осень, как вы думаете, какого предмета недостает во втором ряду. Посмотрите внимательно, подумайте. Предметы в ряд и в столбец не должны повторятся. (СЛАЙД)

(Ответ детей)

Игра «Что лишнее?»

Психолог : Еще одно задание приготовили нам времена года. Ребята, вам нужно посмотреть, и определит какая одна из четырех картинок лишняя, и почему? (Ответы детей)

Посмотрите, пожалуйста, и скажите мне, какая из этих картинок лишняя и почему? (СЛАЙД мальки катающийся на лыжах )

(Ответы детей)

Как вы думаете, что здесь лишнее (СЛАЙД мальчик вешающий кормушку для птиц )

(Ответы детей)

А, что же здесь лишнее (СЛАЙД мужчина сметающий листву)

(Ответы детей)

Физкультминутка «Бабочка» .

Психолог призывает детей к себя, и стоя выполняют движения.

Дети садятся за столы. Работа на индивидуальных бланках.

Психолог: Ребята, найдите в первом ряду картинку наиболее подходящую к времени года «Осень» и обведите в кружок,

Во втором - лето

В третьем – зима

В четвертом - весна.

Проверим?

Молодцы справились.

бланк « Найди и вычеркни и обведи »

Ребята, посмотрите внимательно, вот такие дары принесла нам осень вам нужно зачеркнуть одной чертой все овощи, все фрукты обвести в кружок. (СЛАЙД бланк «Найди вычеркни и обведи »)

Давайте проверим, сколько предметов вы вычеркнули и обвели в первом ряду назовите (Ответы детей) во втором и т.д.

Бланк «Что нужно мальчику?»

Раскрасьте, пожалуйста, предметы красным цветом, что пригодится мальчику летом, а синим, то что зимой.

Давайте проверим. Правильно.

Молодцы.

Психолог: . Ай, да молодцы, вы были очень внимательными (психолог смотрит на время). Ой как уже много времени, нам пора возвращаться в детский сад. И так, устраивайтесь по удобнее на своих стульчиках, закрывайте глазки (звучит музыка)

1,2,3, - в детский сад скорей лети!

Вот мы с вами и снова в нашем любимом детском саду. Сколько же много интересного и познавательного мы с вами узнали в необычном путешествии. Вам понравилось такое путешествие?

Обратная связь .

Вопросы к детям:

Назовите самое холодное время года?

А какие вам еще известны времена года?

Какие природные явления происходят в это время года?

Что нового и интересного вы узнали на занятии.

Спасибо. До свидания .

Обведи в кружок соответствующие осени, лету, зиме, весне.

Найди вычеркни и обведи

Виктория Цаер
Занятие в средней группе «Времена года»

Конспект занятия «Времена года »

средняя группа

Тема : «Времена года »

Цель : закрепить представления детей об основных признаках всех времен года , умение самостоятельно находить их и выражать в речи.

Задачи :

Учить детей различать признаки времён года ;

С помощью художественного слова показать красоту различных времён года , разнообразие сезонных явлений;

Упражнять в отгадывании загадок о животных и временах года ;

Воспитывать внимание, мышление;

Формировать у воспитанников умение замечать красоту природных явлений;

Уточнить, что времена года закономерно наступают один после другого;

Развивать связную речь;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал : дерево, иллюстрации с изображением всех времен года , муляжи овощей, фруктов, раскраски, цветные карандаши.

Ход занятия

Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в необычное путешествие. А путешествовать мы будем по временам года .

Скажите какие вы знаете времена года ? (Зима, весна, лето, осень) .

Вы должны не только отгадать загадку, но и отыскать картинку, на которой изображено это время года . Вот вам первая загадка.

Дел у меня немало : я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, зовут меня. ЗИМА,

Ребята, а чего так много зимой? (Зимой много снега)

Какой бывает снег? (Белый, пушистый, мягкий, холодный)

Ребята, а в какие игры вы любите играть зимой? (Играть в снежки, катать друг друга на санках и плюшках, лепить снеговиков, делать горки)

Ребята, нам надо ещё одну загадку отгадать.

Я раскрываю почки в зелёные листочки

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня… - Весна!

Что стало со снегом? (Снег начинает таять, на проталинах появляются первые весенние цветы, бегут рьчьи)

Ребята, а как называются первые весенние цветы? (Подснежники)

А вы знаете, что этих цветов осталось мало в лесу, рвать их нельзя, ими можно любоваться, они украшают весенней лес. Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто к нам прилетает из тёплых краёв? (К нам прилетают птицы)

А какие птицы? (Грачи, ласточки, скворцы)

Физминутка на внимание : какое время года я называю , такое движение вы и должны выполнить.

Зима - руки вверх, кружится (метель)

Осень - руки вверх, вниз (листья опадают)

Лето - присесть (нюхаем цветы)

Весна - прыжки (капают сосульки)

Ребята, посмотрите, у нас в группе расцвело необыкновенное Чудо – дерево!

А на нашем дереве сегодня выросли разноцветные шары для весёлой детворы.

Послушайте стихотворение :

Как у наших у ворот чудо – дерево растёт

Не листочки на нём, не цветочки на нём,

А разноцветные шарики!

Да непростые, а волшебные с загадками.

ЗАГАДКИ :

«Зимой спит, летом ульи ворошит» . МЕДВЕДЬ,

«Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт». ЛИСА.

«Под соснами, под ёлками, бежит мешок с иголками» . Ёж.

«Хожу в пушистой шубке.

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу». БЕЛКА.

Ребята, а о каких животных были загадки? (диких)

А почему их называют дикими? (они живут в лесу, а не с человеком)

И светла и широка

Наша тихая река

Побежим купаться,

С рыбками плескаться. ЛЕТО,

Что вы знаете о лете. (Летом жарко, солнце светит ярко. Идут тёплые дожди.) что вы любите делать летом? (Купаться в реке, загорать, ходить в лес)

Ребята, лес – это наше богатство. Лес надо оберегать.

Из деревьев делают много полезных вещей, мебель, игрушки, книги, тетради. И самое главное лес очищает воздух. Поэтому мы с вами должны охранять и любить лес.

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касалась елочек и сосен.

Я… Осень!

А какая погода осенью ? (Холодная, дождливая, солнце за тучками прячется, ветер дует холодный)

А животные, что делают осенью? (Готовятся к зиме)

А что происходит с листьями на деревьях? (Они желтеют, краснеют и опадают с деревьев. Листопад)

А что убирают с полей, огородов? (собирают овощи и фрукты)

Ой, ребята посмотрите кто – то вёз урожай и рассыпал, давайте мы его соберём, овощи в одну корзину, а фрукты в другую.

Мы в любое время года одеваем одинаковую одежду и обувь? (нет)

На столе лежат картинки повернутые вниз рисунком (одежда и обувь) . Дети по очереди берут картинку и говорят в какое время года ее одевают .

Молодцы, ребята, все времена года вы знаете .

А сейчас я хочу вам подарить раскраски с временами года .

Цель:

  • Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения, ориентироваться на окончание слов при согласовании существительных и прилагательных в роде;
  • активизировать словарный запас, упражнять в подборе определений;
  • развивать связную речь, внимание;
  • упражнять в прямом счете, сравнении групп предметов;
  • уточнять представления детей о характерных признаках весны: увеличение светового дня, таяние снега, набухание почек, появление цветов, возвращение перелетных птиц;
  • закреплять знания о перелетных и зимующих птицах;
  • воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность, интерес, любовь к природе, эмоциональное восприятие;
  • закреплять навыки работы с гуашью;
  • развивать творческое мышление и воображение при придумывании сюжета для рисования;
  • закреплять умение слушать музыку и понимать характер музыкального произведения.

Предварительная работа:

1) наблюдение примет наступающей весны в природе;

2) дидактические игры “Телефон”, “Запомни, назови” на закрепление названий ранних весенних цветов;

3) игры и упражнения “Улетают – не улетают”, “Кто, где и как зимует” (различие зимующих и перелетных птиц).

Словарная работа: закрепить термины – фон, теплые и холодные цвета.

Материал: фонограмма П.И.Чайковского из цикла “Времена года” “Подснежник” (апрель); фонограмма пения птиц; карточки с изображением цветов, птиц; 2 мольберта; эмблемы (снежинка, весенняя проталинка); “следы” весны; тонированный рулон обоев для рисования; гуашь; “печатки”; кисти; мокрые тряпочки.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал. Их встречает воспитатель.

Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами! Мне очень нужна ваша помощь. Смотрите, чей-то след! Но вот я никак не пойму, кто же его оставил? Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?

Кто прошел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла…(Весна).

Так вот, кто след оставил! Ребята, давайте присядем на весеннюю полянку.

Дети садятся вокруг “полянки”. Звучит фонограмма: пение птиц.

Слышите: птицы шумят, поют, хлопочут.

О чем? (О весне, о солнышке, о гнездах)

Весна. Какая она? (Нежная, радостная, звонкая…)

Что за чудеса происходят весной, когда пригревает солнышко? (Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, расцветают цветы)

Чем пахнет весна? (Цветами, талым снегом)

Отгадайте: из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает? (подснежник)

Какие еще весенние цветы вы знаете?

Проводится дидактическая игра “Весенние цветы”. Воспитатель показывает иллюстрации, дети называют. Цветы - карточки выкладываются на “поляну”.

Как называется этот цветок?

Подсчитайте, сколько весенних цветов на поляне?

Сколько на проталинке подснежников?

Подснежников много, потому что они самые первые, ранние, весенние цветы.

Дети, кто весну на крыльях приносит? (Птицы)

Как называются эти птицы? (Перелетные)

Почему их называют перелетными?

А как называют птиц, которые не улетают? (Зимующие)

Физминутка. Подвижная игра “Зимующие и перелетные”.

Давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетную птицу –“летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.

Дети поют: “Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно показать”.

Молодцы, хорошо знаете птиц. Садитесь на стулья.

Собрались все птицы на полянке и не разобрать – где перелетные, где зимующие. Давайте их разделим. На одну полянку нужно поместить перелетных птиц, на другую – зимующих.

Стоят два мольберта. На одном эмблема – снежинка, на другом – весенняя проталинка. Задание выполняют 2-4 ребенка.

Пока дети выполняют задание, предлагаю вспомнить и рассказать весенние приметы, пословицы и поговорки.

Март февралю – бокогрею меньший брат.

В марте сзади и спереди зима.

Март и снегом сеет и солнцем греет.

В марте курица из лужи напьется.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

Молодцы! А теперь посмотрим, как справились с заданием дети (проверить задание на мольбертах).

Сколько зимующих птиц?

Сколько перелетных?

Каких птиц больше?

На сколько?

Что нужно сделать, чтобы перелетных птиц стало столько, сколько зимующих? (Ответы детей)

Дети сидят на стульчиках. Появляется воспитатель по рисованию, в руках у нее “след” весны.

Здравствуйте, ребята! Кто-то так тихо прошел, остались только следы. Вы не знаете, чьи они? (Весны)

Да! Весна – время удивительных перемен: природа пробуждается, все вокруг становится светлым, чистым, прозрачным. Появляются насекомые. А давайте поиграем и расскажем, какие насекомые? Выходите на полянку.

Физкультурная минутка “Пчела”.

Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами нарисуем картину о весне. А помогут нам в этом краски, в которых спрятаны и солнышко, и ручеек, и голубое небо… Мы должны их освободить. Кого можно освободить из коричневой краски? (Воробья, муравья) А из желтой? (Одуванчик) и т.д.. Пофантазируем, добавим чуточку любви – и сказка оживет.

Пол застелен газетами. Поверх их лежит тонированный рулон обоев для рисования. Разведены гуашевые краски в тарелочках. Сделаны “печатки” из картофеля, есть кисти, мокрые тряпочки.

Дети приступают к рисованию картины. Работают все вместе над одной картиной (10-12 мин.).

Чем мы нарисовали нашу картину? (Дети перечисляют)

Звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского из цикла “Времена года” – “Подснежник” (апрель).

Ребята, вы узнали это музыкальное произведение?

Какая музыка по характеру?

Как музыка рассказывает о природе?

Тихонько в зал входит Весна. Читает стихотворение.

Я, Весна – красна!

Бужу землю ото сна.

Набухайте на веточках почки,

Распускайтесь неслышно листочки.

Снег, побыстрей в ручейки превращайся,

Травка-муравка, вставай, поднимайся!

Дети, вы сегодня дружно, хорошо работали, старались. Ребята, приглашайте гостью на выставку и расскажите о своей картине.

Весна хвалит детей и приглашает в хоровод народной закличкой “Матушка – Весна”.

Идет Матушка – Весна,

Открывайте ворота,

Первый март пришел –

Всех детей привел,

А за ним и апрель –

Отвори окно и дверь.

А уж как пришел май –

Сколько хочешь гуляй.

Дети уходят в группу.

Литература:

  1. Интегрированное обучение в детском саду: Учебно-методическое пособие \ Сост. И общ.ред. Г.Н.Гришковой. – Омск: ООИПКРО, 2000.
  2. Методические советы к программе “Детство”. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2001.

Программное содержание:

Закрепить умение детей различать понятия «звуки», «слоги», «слово», «предложение».

Составлять предложения по схеме и наоборот, изображать предложение схематично.

Закрепить умение детей самостоятельно определять гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Пользуясь схемами составлять небольшие рассказы о временах года, месяцах, погоде, животных, растениях.

Закрепить знания дошкольников о профессиях взрослых (писатель, синоптик, биолог, математик, художник).

Выразительно декламировать стихи, пословицы, поговорки.

Закрепить знания детей о счете, составление и решение задач в пределах десяти.

Умение называть геометрические фигуры, ориентироваться на листе бумаги.

Формировать умение детей работать подгруппами, цепочкой.

Воспитывать взаимопомощь, вежливость, ответственность.

Ход занятия в старшей группе детского сада

(Дети под словесное сопровождение заходят в зал).

Когда в садик я иду

Утром по дорожке

Здравствуй всем я говорю

Даже соседской кошке

Здравствуй небо голубое

Здравствуй солнце золотое

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И все дружно улыбнемся

Дети все мы умные

Умеем петь и рисовать

И обо всем рассказывать.

Воспитатель. — А это мы сейчас проверим! (Показывает напечатанные буквы «К», «О», «В»)

Что это? (Буквы)

Что я говорю: «А», «М», «О», «С» (Звуки)

Какие бывают звуки? (Гласные, согласные)

Дидактическая игра «Отметить звук символом»

Воспитатель. Прочитайте?

ДА-ДЕ-ДУ-ДИ- это слоги!

Из слогов состоят? (Слова)

Со слов, состоит? (Предложение)

Из предложений что состоит? (Стих, загадка, сказка, рассказ)

Воспитатель. Прошу вас закрыть глаза и послушать, что я прочитаю.

«Посмотрите в окно. Вся стекло разрисованное белыми узорами — это мороз его так разрисовал. Холодно на улице. Все вокруг покрыто снегом — и земля, и крыши домов, даже на деревьях — снег. Озера и реки покрыты льдом, заметены снегом поля и леса. Ночи стоят длинные, а дни короткие … »

О каком времени года этот рассказ? (Зима) Какие слова автора вам стали подсказкой? (Дети рассказывают предложения из рассказа)

Воспитатель. Давайте вместе с вами составим свой небольшой рассказ о зиме. Я начну, а вы продолжайте.

Упражнение «Составляем рассказ о зиме»

Наступила. (холодная зима)

Выпал. (белый, пушистый снег)

Снег покрыл. (землю, деревья, дома)

Все деревья.(стоят голые)

Только. (елки, сосны стоят зеленые)

Перелетные птицы. (полетели в теплые края)

Остались зимующие птицы. (воробьи, синицы, голуби)

Люди. (беспокоятся о них)

Они мастерят. (кормушки) (Насыпают в них зерно, крошки хлеба)

Зима. (любимое время года)

Воспитатель. Мне нравится зима! А вам нравится это время года?

Воспитатель. Кому нравится зима? Прошу вас, займите свое место под зонтиком синего цвета, весна — зеленого, лето — красного, осень — оранжевого.

Воспитатель. Сегодня мы с вами станем учеными. А исследовать будем четыре времени года. Работать сегодня у нас будут четыре исследовательских центра «ЗИМА», «ВЕСНА», «ЛЕТО», «ОСЕНЬ ».

В каждом центре работают: синоптик, писатели, художники, биологи, математики (дети).

Прошу выбрать себе желаемую профессию. Будем начинать.

Воспитатель. Приглашаю наших писателей описать время года над которыми они работают. (мнемотаблицы времена года)

Загадки для детей на тему Времена года

Писатель от центра «ЗИМА»

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла… (зима)

Писатель от центра «ВЕСНА»

Где весна приходит

Значит, к нам пришла…(весна)

Писатель от центра «ЛЕТО»

Солнце печёт, липа цветёт.

Рожь поспевает, когда это бывает? (лето).

Писатель от центра «ОСЕНЬ»

Юбочка ярко красочная

И оранжевые ленты

И темно-красное ожерелье

И желтые как воск сапожки

Это ….. по саду гуляет

В золотое пальто сад одевает (Осень)

Воспитатель. Каждое время года имеет свои месяцы. Кто их знает тот и называет!

Дети находят карточки обозначающие месяца и называют их

Воспитатель. Наши месяцы перепутались, нужно им найти свое место.

Дидактическая игра «Времена годы»

Воспитатель. Приглашаю синоптиков рассказать о погоде, ожидающей нас в разные времена года.

Приглашаю синоптиков рассказать о погоде

Синоптик от центра «ЗИМА» — Послушайте, пожалуйста, прогноз погоды.

Сегодня ожидается холодная погода. Вечером на небе появятся облака, возможны осадки в виде снега.

Синоптик от центра «ВЕСНА» — В начале весны мороз трещит, а днем вода бежит. В этом году прохладный будет март и апрель. Синоптик от центра «ЛЕТО» — Летом солнце поднимается высоко над землей. Погода летом ожидается с различными перепадами температуры от 20 до 30 градусов. В июне пройдут дожди с грозами.

Синоптик от центра «ОСЕНЬ» — Осенью солнце опустится низко над Землей и плохо будет греть. На небе часто будут появляться облака и будет идти дождь.

Дыхательное упражнение «Сильный ветер дует»

Пальчиковая разминка «Соберем листочки».

Будем листочки собирать

листочек каштана

(Дети одевают маски на пальчики, начиная с мизинца)

Акации, кленовый, березовый, тополиный

Листочки мы возьмем

В букетик их соберем.

Воспитатель. Назовите, с какого дерева листочек, начиная с большого пальца

(Дети снимают листочки и называют)

Воспитатель. Наши исследователи исследовали бобы. Давайте их послушаем.

(Эксперимент с бобами)

Исследователь от центра «ЗИМА»

Зимой жил в сумке на стене

На самом дне

Исследователь от центра «ВЕСНА»

Весной из чашки воду пил,

Белый побег он пустил,

В рыхлую землю упал —

Стебелек зеленым стал.

Исследователь от центра «ЛЕТО»

Летом пустил обильные цветки,

Связал тугие стручки.

Исследователь от центра «ОСЕНЬ»

Недаром его посадил —

Сто бобов он мне родил

Воспитатель. Я знаю, что наши биологи, исследовали жизнь животных. Что нового вы узнали о диких животных?

Упражнение для пальчиков «Дикие животные»

Все дикие животных

Водятся в лесу

Там можно увидеть: (По очереди встречаются пальчики левой и правой руки) Зайца, лису, волка, медведя и дикого кабана

Все звери скрылись, вот чудеса!

Воспитатель. А белочка осталась, вот она. Составьте рассказ о ней.

Дети составляют рассказ «цепочкой», передавая друг другу игрушку.

Дети. Это белочка. Она живет в лесу. Белочка маленькая, быстрая она быстро прыгает с ветки на ветку. У нее пышный, красивый, серый мех. В белочки есть туловище, голова, 4 лапы и пушистый хвост. Ушки у белочки с кисточками. Глаза черненькие крохотные. Ест белочка орешки, шишки и грибы.

Воспитатель. Давайте мы белочке подарим грибы, которые мы с вами собрали осенью. Расскажите белочке о грибах в вашей корзине.

Физминутка «Собираем грибы»

По грибы мы в лес ходили

Их в корзину положили

Полную корзину с верхом

Мы накрыли лопухом

Есть в нем сыроежка,

И опенок тонконожка,

И толстый Боровичок,

И загорелый Моховичек.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю каждой группе выложить коллаж на определенное время года. Внимание! Художник подписал где, что находиться. Поэтому нужно сначала прочитать, найти и приклеить изображения.

(Дети составляют коллажи)

Воспитатель. Понравилось вам наше путешествие? Что запомнилось? Спасибо малыши за ваши интересные изобретения о временах года.