Технологии социальной работы с беспризорными детьми. Курсовая работа технология социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками

Министерство образования и науки
Российской Федерации
Тихоокеанский государственный университет
Социально – гуманитарный факультет

Кафедра: Социальная работа и Психология
Специальность: социальная работа

Курсовая работа по дисциплине
Теория социальной работы
На тему: Технология социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками.

Выполнила: студентка группы СР – 81
Овчинникова И.Ф.
Проверила: Белова Е.А.

г.Хабаровск
2011 г.
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

    Современные научные исследования, проводимые в социальной сфере, констатируют кризисные ситуации во многих областях жизнедеятельности людей, которые влияют на их сознание и поведение. Изменения, происходящие в политической, экономической и социальной сферах, духовно – нравственные трудности нашей жизни стали существенным фактором, дестабилизирующим традиционные семейные отношения. Серьезную социальную опасность представляет то, что негативные последствия таких изменений сказываются на детях, как наиболее уязвимой категории населения. С каждым годом увеличивается количество семей, не способных надлежащим образом обеспечить содержание и воспитание детей. Это приводит к нарушению их физического и психического здоровья, дает толчок для развития так называемых социальных болезней, в том числе - безнадзорности и беспризорности.
    Характеризуя масштаб проблемы, необходимо обратить внимание на различие в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети. Беспризорные дети - это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания.
    Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым, относятся все дети, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или не надлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
    Актуальность проблемы беспризорности усиливает статистика последних лет, свидетельствующая о сохранившейся в России негативной тенденции роста числа беспризорных детей. В 2001 году в официальных отчетных документах было отмечено, что в стране 720 тысяч детей числятся оставшимися без попечения родителей. В этом же году в милицию за различные правонарушения доставили более 1 млн.400 тысяч подростков: 300 тысяч из них были младше 13 лет, 295 тысяч нигде не учились, а 45 тысяч оказались неграмотными. Представители силовых структур отмечают что на беспризорных детей приходится 10 % всех преступлений, включая убийства, разбои, грабежи. В 2002 году, когда по указанию президента Российской Федерации В.В. Путина была предпринята широкомасштабная акция по «окончательному решению проблемы беспризорности в России» стали приводиться данные по поводу численности беспризорных. По разным источникам, общее число беспризорных детей в нашей стране, в одних случаях, составляло от двух до трех миллионов, в других - от полутора до двух миллионов. Такая неопределенность в подсчете количества беспризорных объясняется многими причинами, в частности, трудностями при их выявлении и учете. По данным, утвержденным Генеральной прокуратурой РФ на начало 2005 года насчитывается два с половиной миллиона беспризорников. По данным статистики, сейчас в России в каждом крупном городе насчитывается от 20 до 45 тысяч беспризорных детей и подростков.
    Детская безнадзорность и беспризорность порождают тенденции, опасные для подрастающего поколения и общества в целом: массовые нарушения прав детей, рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, ведущих к увеличению числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (за последние пять лет - в 2,8 раза), рост числа венерических заболеваний, высокий уровень беременности и родов у девочек-подростков, омоложение преступности: каждое третье уголовное деяние совершено детьми в возрасте 8-14 лет и др.
    Получили распространение общественно опасные деяния, связанные с использованием беспризорных детей в мероприятиях, которые могут причинить существенный вред их психическому, духовному и нравственному развитию. Многие из таких мероприятий имеют непристойный или откровенно сексуальный характер, нарушают духовно-нравственные нормы общества.
    Детская беспризорность – острое и масштабное социально опасное явление для безопасности страны и региона. Существует потребность повышения эффективности работы всех структур государства, ответственных за решение проблем беспризорного детства, осуществляющих меры по защите и восстановлению прав и законных интересов детей, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, т.е. осуществлению реальной помощи ребенку, оказавшемуся в социально опасном положении.
    Цель работы – рассмотреть специфику оказания помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним.
    Объект работы : детская беспризорность и безнадзорность.
    Предмет работы : проблема детской беспризорности и безнадзорности в РФ и пути ее разрешения.
    Характер темы, ее актуальность обусловили рассмотрение следующих задач:
    1)Дать общую характеристику беспризорности, рассмотреть беспризорность как социальную проблему.
    2)Рассмотреть причины детской беспризорности и безнадзорности.
    3) Рассмотреть нормативно–правовую базу в области социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей.
    4) Раскрыть роль учреждений, решающих проблемы беспризорных и безнадзорных детей.
    4) Рассмотреть технологии работы в деятельности Подразделения по делам несовершеннолетних.
    5) Рассмотреть проблему беспризорности и безнадзорности детей в Хабаровском крае.

I. Детская беспризорность как социальная проблема.

1.1 Причины детской беспризорности и безнадзорности.
    Одной из главных причин детской безнадзорности является кризис семей: рост
бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.
В результате роста смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок. Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются их нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни родителей, отказа от содержания и воспитания, предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, неблагополучной компании, бесцельному времяпрепровождению. По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тысяч детей. Около тысячи в месяц исчезают бесследно .
В ряде случаев беспризорность детей – следствие педагогической беспомощности родителей, их искаженного представления о границах самостоятельности детей, отсутствия контроля за их времяпрепровождением, озабоченности взрослых лишь проблемой удовлетворения естественных и материальных потребностей, нарушение взаимопонимания и доверия между детьми и родителями. Источником ослабления внимания к детям являются ситуации разводов, которые не только травмируют психику ребенка, но и нередко обусловливают разлад с родителями; взаимное недовольство взрослых и детей, стремление последних к автономизации; желание до минимума свести контакты с родными.
Побеги подростков из дому могут совершаться под влиянием товарищей. В подобных случаях следует не только пресекать бродяжнический образ жизни подростка, но и сделать для него привлекательным пребывание в семье, ученическом коллективе общественной организации.
Подростки могут покинуть родной очаг и из-за излишнего контроля и авторитарного стиля поведения родителей. К этому добавляется тяга к путешествиям. Подчас побег из дому совершают дети с повышенной активностью поведения. Это связано с тем, что их большая живость и неугомонность вызывают негативные реакции со стороны взрослых и часто ведут к конфликту. Кроме того, бродяжничество открывает полный простор для проявления их активности и инициативы.
Дольше всего в побеге остаются не успевающие по ряду учебных предметов подростки. Стеснительные, замкнутые школьники решаются на уход из дому обычно под влиянием более старших и опытных товарищей.
Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании. Изменились репертуары детских театров и кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде часто культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры.
Важнейший фактор беспризорности - рост числа семей беженцев и вынужденных переселенцев, условия, жизни которых крайне неудовлетворительны. У многих из них нет постоянного жилья и необходимых источников существования. Доподлинно не известно, сколько детей осталось без родителей в Чечне и других "горячих точках", сколько детей убежали из шахтерских поселков и "голодных деревень" или из сиротских, исправительных и других учреждений.
Причины детской беспризорности могут быть различными, но результат общий - дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая ухода. Часто дети попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам.
В последние годы в России появилось заметное количество подростков-бомжей. Часто они похищаются членами преступных организаций и используются для рабского труда в сельскохозяйственном производстве, в стихийных рынках, вовлекаются в детскую проституцию и наркоманию, что увеличивает вероятность распространения СПИДа. Другая опасность - хулиганство, мелкие кражи, разбой и вымогательство, вызванные необходимостью иметь кусок хлеба.
В настоящее время важнейшим институтом воспитания является семья, ибо она представляет собой среду развития человека. В семье зарождаются и интенсивно протекают важные процессы становления нравственности и гражданского самосознания и самоопределения личности, ее духовной культуры. Поэтому именно семья в первую очередь должна давать детям ощущение добра, учить трудолюбию, умению правильно выстраивать свои отношения с людьми, ведь на примере родителей дети готовятся к будущему материнству, отцовству.
В государственной политике необходимо повернуться лицом к социально незащищенной семье, помочь предотвратить ее полную гибель, неизбежное отторжение от нее ребенка. Чем больше государственных, общественных, благотворительных учреждений будут принимать в этом живое, а не формальное участие, тем реальнее шансы сократить ряды беспризорных и безнадзорных детей.

1.2 Нормативно–правовая база социальной помощи беспризорным и безнадзорным детям и подросткам.

    В результате падения уровня жизни, ухудшения социально–экономического положения большинства российских семей, безработицы, резко возросшей миграции населения, увеличения числа неблагополучных семей, падение нравственных устоев привело к росту беспризорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской подростковой среде, распространение наркомании. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации. Оказание помощи детям, по различным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства.
    В Российской Федерации сегодня существует достаточно обширное правовое поле, регулирующее вопросы борьбы с беспризорностью и безнадзорностью. 24 июля 1998 г. в России был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Настоящий закон устанавливил основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных конституцией РФ, в целях создания правовых, социально– экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон выделил особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов, детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети–сироты, социальные сироты и скрытые социальные сироты относятся к группе риска. Закон предусматрел необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей, ввел понятие социальных служб для детей – это организации, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, социальной поддержке, оказанию социально–бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ст. 4 Закона № 124 указаны цели государственной политики в интересах детей, которыми являются государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них гражданственности; формирование правовых основ гарантий прав ребенка. В целях защиты прав таких детей созданы соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка.
    Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, занимают нормы семейного законодательства. В Семейном кодексе есть специальный шестой раздел «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», в котором указывается, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.
    Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей–сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития. Органы опеки и попечительства являются органами местного самоуправления, их деятельность регламентируется следующими документами: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс, другими правовыми актами.
    Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по защите детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» определил общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном законе используются понятия: дети–сироты это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей в связи с их отсутствием или лишением их родительских прав; ограничением их в родительских правах.
    Социальная поддержка, предоставляемая этим Законом детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей практически касаются всех сторон их жизни, что особо важно в современных экономических условиях, когда обеспечить права таких детей становится все сложнее. Дополнительные гарантии по социальной поддержке – это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной поддержке прав детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    С выходом данного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей получили право на бесплатное образование, на медицинское обслуживание детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, право на труд. Так, в ст. 6 Закона лица из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе профессиональное начальное образование. Детям до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. В ст. 7 Закона детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и бесплатные путевки в спортивно–оздоровительные лагеря. Статья 8 Закона указывает на дополнительные гарантии прав на жилое помещение: дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, на период нахождения в местах лишения свободы. Статьей 9 Закона детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет предоставляются дополнительные гарантии на труд: органы государственной службы занятости населения осуществляют профориентационную работу и обеспечивает диагностику профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается пособие в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы.
    Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120–ФЗ впервые признал факт наличия в стране безнадзорных и беспризорных детей, именно во исполнении данного закона создаются учреждения для детей (социальные приюты). Детский приют – многофункциональное учреждение, оказывающее обездоленному ребенку медико-социальную, психологическую, педагогическую, правовую поддержку, ориентированную на восстановление и развитие его полной социализации.
    Согласно закону профилактика безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершенно летними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
    В систему профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних вошли органы управления социальной защиты населения, образования, опеки и попечительства, здравоохранения, комитеты по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних. Согласно статье 9 Закона № 120 органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.
    Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (на 2003-2006 годы). Реализация данной федеральной целевой программы позволила частично уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и социального сиротства. Результатом реализации Программы стало увеличение числа специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Целью Программы являлось дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав, социальной адаптации, улучшение качества жизни и здоровья детей, проведение исследований проблем и прогноза беспризорности, разработка и апробация новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации; укрепление материально–технической базы специализированных учреждений. Были проведены мероприятия по организации переподготовки специалистов разного профиля, работающих с безнадзорными детьми и подростками–правонарушителями. Государственная поддержка учреждений по профилактике беспризорности позволила расширить их сеть, оснастить необходимым оборудованием, автотранспортом; в результате принятых мер условия проживания воспитанников стала эффективнее осуществляться их социальная адаптация. Реализация Программы позволила стабилизировать показатель количества беспризорных детей и подростков на уровне, не превышающем показателя 2002 года.
    Постановлением Правительства РФ была утверждена Федеральная целевая программа «Дети–сироты» (на 2003 – 2006 года). Целью данной программы являлось предупреждение социального сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации. Программа «Дети–сироты» предусматривала формирование системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей; ресурсное обеспечение новых технологий и поддержка региональных проектов.
    На основе федеральной целевой программы «дети–сироты» начала развиваться сеть служб по предупреждению социального сиротства, разработано методическое обеспечение этих служб. Был создан и ведется государственный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время банк данных связан компьютерной сетью с 56 регионами РФ. Была проведена работа по созданию системы учета семей потенциальных усыновителей, воспитателей, в результате которой значительно увеличилось число детей, переданных на усыновление, под опеку или попечительство. Развита новая форма устройства детей–сирот – помещение ребенка на воспитание в семьи граждан.
    Была внедрена системы учета детей–сирот, разработаны критерии отбора семей, которые могут принять ребенка на воспитание, обеспечение психолого-педагогического сопровождения таких семей, социальной защищенности в ней ребенка, совершенствование оплаты труда приемных родителей.
    Правительство Российской Федерации утвердило примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ, Примерным положением и своим уставом. Центр принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, содействует возвращению детей в семьи; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов детей.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 154 , регламентировано образование Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленных на борьбу с беспризорностью. Межведомственному оперативному штабу предоставилось право заслушивать на своих заседаниях по вопросам работы по предупреждению беспризорности, ежемесячно информировать Комиссию по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ о ходе работы по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Министерство внутренних дел РФ должно обеспечивать координацию деятельности органов внутренних дел субъектов РФ по оперативному выявлению в общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, по установлению личности и перевозке несовершеннолетних в учреждения системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, правонарушений по месту их выявления. Министерство здравоохранения РФ осуществляет контроль за медицинским обеспечением беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют дополнительные мероприятия по решению проблем беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, в том числе экстренные меры по выявлению, оказанию медицинской помощи и устройству несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
    Постановлением Правительства Российской Федерации был утвержден План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних (на 2004 – 2005 г.). Правительством было принято решение о создании банка данных о беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, правонарушителях, детях, злоупотребляющих психоактивными веществами, алкоголем и наркотиками; о семьях, находящихся в социально опасном положении. Были подготовлены предложения об усилении ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних. В федеральных органах исполнительной власти РФ организованы «горячие линии» (телефоны доверия) для оперативного решения вопросов по оказанию помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Разработаны программы взаимодействия государственных органов исполнительной власти с общественными объединениями и религиозными организациями при решении вопросов профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Была организована работа по устройству на воспитание в семьи детей, лишенных родительского попечения. Была создана социальная реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни, законопослушное поведение, духовно–нравственные ценности семьи, привлечение детей и подростков к труду и занятиям спортом.
    Исходя из вышеперечисленного, можно утверждать, что государством создана нормативно-правовая база по профилактике и борьбе с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних, а также социальной помощи, но необходима поддержка всех ведомств, которые несут ответственность за благополучие и интересы детей. Необходимы материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий для исполнения законов на федеральном уровне.

II. Формы и методы социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми.

2.1 Деятельность учреждений решающих проблемы беспризорных и безнадзорных детей.
    В системе социальной защиты важное значение играют специализированные учреждения для несовершеннолетних, в задачи которых входит целенаправленная работа по социальной реабилитации дезадаптированных детей.
    Сегодня в стране построено более тысячи специализированных учреждений, которые можно условно разделить на три типа.
    Первый – это социальный приют, предназначенный не столько для безнадзорных детей (то есть имеющих определенное место жительства и семью), сколько для беспризорников, которые не помнят или не хотят вспоминать, где жили до того, как оказались на улице. В таком приюте ребенок находится до тех пор, пока не установят его личность, не проведут с ним работу по первичной реабилитации и не передадут на руки органам опеки и попечительства с тем, чтобы те определились с его жизнеустройством.
    Основной задачей приюта является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Приют осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями. Целью приютов является социальная реабилитация беспризорных детей и подростков, то есть организация их временного проживания, оказание психолого-педагогической, медицинской и правовой помощи и их дальнейшее жизнеустройство. В приюты поступают дети и подростки по направлению комиссий по делам несовершеннолетних, комитетов по делам семьи и их учреждений, органов образования, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения, по предоставлению сотрудников самих приютов, а также по личной просьбе несовершеннолетних, нуждающихся в социальной защите.
    Большинство приютов являются муниципальными учреждениями, содержащимися за счет бюджетных средств. Главное отличие приютов от детских домов заключается в том, что приюты – это учреждения временного пребывания детей сроком до 6 месяцев, в течение которых ребенку подыскиваются усыновители, опекуны или приемная семья либо проводится работа по ликвидации кризисной ситуации в его родной семье, куда он может быть возвращен.
    и т.д.................

В основном это дети из неблагополучных семей, где родители ведут асоциальный образ жизни (алкоголики, наркоманы), воспитанием детей не занимаются. Ребенок без надзора более подвержен влиянию негативных социальных факторов и усвоению негативного социального опыта и своевременное выявление, изъятие из такой «семьи», применение мер, направленных на успешную социализацию, его социальную адаптацию – является важнейшей задачей.

Выстраивание работы по социальной адаптации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних включает выявление таких детей и подростков и их устройство в специализированные учреждения для несовершеннолетних, организацию мероприятий, направленных на приспособление каждого временного этапа жизни ребенка к условиям реальной действительности.

Несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации, испытывают недостаток внутренних ресурсов для изменения как себя лично, так и ситуации в целом. Именно поэтому для своей адаптации и интеграции они нуждаются в социально организованном влиянии, направленном на активное включение в социум, соответствующее потребностям ребенка. Такое социально-организованное влияние, направленное на успешный процесс социальной реабилитации, адаптации, интеграции и социализации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних осуществляется, согласно Федеральному Закону №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Анализ существующей литературы показал, что тема социальной адаптации данной категории граждан, в частности в условиях специализированного учреждения для несовершеннолетних, еще мало изучена. Анализ нормативно-правовых документов свидетельствует о том, что большинство из них направлены на профилактику данного явления. Процесс социализации, в частности социальной адаптации несовершеннолетних, регламентирован плохо и в основном признается лишь как данная необходимость.

Это актуализирует проблему социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних как особой социальной группы с целью их успешной интеграции в процессы жизнедеятельности современного общества. Вместе с тем существующая система работы с детьми в государственных учреждениях зависит от множества факторов объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации личности на всех ее возрастных этапах. Для решения этой проблемы в стране разрабатываются государственные программы по переводу детей из приютов под опеку или на воспитание в семью. Современная система государственных учреждений для таких детей неэффективна с точки зрения и адаптации к самостоятельной жизни в новых социально-экономических условиях, сознательного выбора своей взрослой социальной роли.

Для улучшения сложившейся ситуации, для повышения эффективности процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних необходима реализация следующих мер:

– разработка и внедрение программ и методик, направленных на профессиональную адаптацию подростков в условиях специализированных учреждений;

– более тесное межведомственное взаимодействие, координация и сотрудничество социальных учреждений, организаций и служб в работе с категорией безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.

Выше перечисленные меры реализуются на муниципальном уровне управления, непосредственно на уровне учреждений. Однако, для более успешного процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений, необходимы усовершенствования, в том числе, и нормативно-правовой базы, на всех уровнях управления.

3.2 Деятельность социальных служб по работе с несовершеннолетними за рубежом

В настоящее время более актуальной проблемой в мире, требующей первоочередного решения является проблема социальной защищенности детей. Важной задачей в западных странах становится обновление теории социализации ребенка, с целью определения оптимальных путей его адаптации к современному обществу.

В зарубежных странах (Америка, Германия, Англия) существует разграничение ответственности по защите прав ребенка. Если признается, что он нуждается в государственной защите, то заключается трехстороннее соглашение между кровными родителями, службой, которую органы опеки и попечительства наделили необходимыми полномочиями и конкретным гражданином (социальным работником, патронатным воспитателем), который работает в этой службе и выполняет определенные функции. Такой служащий может либо приходить в неблагополучную семью и помогать ей решать возникшую проблему, либо взять на какое-то время ребенка к себе и ухаживать за ним, пока в его семье не улучшиться обстановка.

Немало интересного имеется в США в социальной работе с детьми. Перед учреждениями общего типа, к которым относятся детские сады (дневные и круглосуточные), группа продленного дня в школе, детские дома, центры, созданные в рамках определенных программ, федеральное законодательство США ставит задачу обеспечить: полноценное обучение детей соответствующее их возрасту, интересам и способностям; полноценное питание и уход; медицинские услуги; возможности для социального и экономического развития; содействие развитию родителей; социальные услуги необходимые детям и их семьям.

Специальные учреждения социальной помощи детям предоставляют следующие услуги: организация специальных групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству, обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное или вечернее время родителей, создание при городских центров здоровья служб для незамужних матерей, создание и поддержка служб защиты детей, подвергшихся насилию, работа с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье, развитие социальных служб помощи детям в получении образования и так далее. В экстремальных ситуациях службы берут на себя заботу о детях независимо от уровня дохода семьи.

Как и в ряде других стран, в США социальное обслуживание умственно отсталых осуществляется как в психиатрических больницах и домах интернатах, так и специализированных стационарах и диспансерах, а также амбулаторно. Особое внимание при этом обращается на работу с малолетними и несовершеннолетними.

В США проводится следующая работа с бежавшими из дома и бездомными детьми: функционируют приюты и общежития, проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями, с целью возвращения ребенка в семью, оказывается помощь семьям, вновь объединившимися с детьми.

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями, подростками группы риска строится на основе целого ряда программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для нормальных школ и специальных школ, рассчитанных на трудных и осужденных подростков.

Передним краем общей социальной работы с несовершеннолетними в западных странах выступают бюро социальных услуг. Они выполняют роль центров, координирующих деятельность, направленную на недопущение вовлечения подростков в орбиту деятельности судов по делам несовершеннолетних. Бюро выступает в роли посредника и контролирует деятельность сервисных организаций с тем, чтобы она соответствовала потребностям несовершеннолетнего.

За рубежом практически в каждой школе есть школьный социальный работник. Обязанностью социальных работников является помощь родителям и детям, они выясняют причины непосещения детьми учебных занятий, так как частое отсутствие на уроках может свидетельствовать о том, что ребенок сталкивается с какими-либо проблемами дома. После выяснения этих обстоятельств социальный работник оказывает помощь ребенку и его родителям.

Охрана семьи и детства в странах Западной Европы осуществляется на двух уровнях. Один из них – территориальный – принадлежит органам местного самоуправления, другой – интернатский – областным властям. Как жизнь ребенка может изменяться, если в родной семье возникают проблемы?

У социальных работников территориального уровня есть следующие возможности: через школу, где учится ребенок, он получает информацию о ребенке и начинает обращаться во все учреждения к разным специалистам. Если же в школе нет социального работника или же он не является профессионалом, он обращается к местной власти, посылает ребенка в «Местное консультационное учреждение», где работают квалифицированные специалисты. Кроме того, местная семейная служба оказывает материальную помощь неблагополучным семьям. Если в семье произошел развод, мужчина ушел из семьи, одинокая женщина осталась беременной, местные органы самоуправления принимают решение о направлении ребенка в государственное учреждение и оформляют опекунство «Института охраны детства и юношества».

Как правило, специалистов, которые могли бы сразу принять ребенка «как родного» – нет, а интенсивность связи с семьей падает.

Особой заботой сотрудников службы социального обеспечения является выявление детей, подвергшихся жестокому обращению, страдающих от неблагоприятных факторов семьи. В своей концепции сотрудники детских центров защиты исходят из необходимости знать причины возникновения насилия, понять всю совокупность проблем насилия, что требует рассмотрения насилия над детьми не только как явление выражения семейных конфликтов, но и общественных предпосылок, так как разлад в семье рассматривается социальными службами в контексте общественных условий его преодоления.

В Австрии дети, подвергшиеся опасности из-за насилия в семье, могут быть приняты в группу проживания при региональном кризисном центре.

В настоящее время в России, также как и во всем мире, активно развиваются и используются на практике различные формы помощи уличным детям. Среди основных можно выделить следующие: социальная работа на улице, мобильные пункты помощи, дневные центры (отделения) помощи, центры (отделения) кратковременного проживания, социальные квартиры (гостиницы) и социальные приюты для детей и подростков. Эти формы организации помощи перечислены в порядке повышения «порога доступности», от самой «низкопороговой» социальной работы на улице («аутрич») до «высокопороговых» стационарных программ проживания, таких как социальная квартира или социальный приют. Высота порога доступности зависит не только от положений и других документов, регламентирующих работу социальной службы или учреждения, но также от реальной практики и восприятия этого порога несовершеннолетними. 34

Службы помощи несовершеннолетним:

«Низкопороговые»: уличная социальная служба («аутрич»); мобильный пункт помощи; дневной центр (отделение) социально-психологической помощи. «Высокопороговые»: социальный приют; социальная квартира.

Уличная социальная служба (аутрич-работа) - (от англ. outreach – достижение вовне) – способ установления и поддержания контакта между специалистами социальной службы и целевой группой, потенциально заинтересованной в предоставляемых услугах.

Аутрич-работа осуществляется непосредственно в месте нахождения целевой группы и является активным методом социальной работы. Технология аутрич-работы предполагает поиск специалистами социальной службы своих потенциальных клиентов, а также перенос предоставления некоторых услуг (консультирование, информирование, профилактика, снижение рискованного поведения) из учреждений «на улицу», ближе к представителям наиболее уязвимых групп. Вместе с тем, для установления взаимоотношений с клиентами на улице от специалистов требуется непредвзятое отношение к детям и подросткам, реалистичные ожидания от клиентов по поводу соблюдения ими графика встреч, правдивости предоставляемой информации и т. п. Метод уличной социальной аутрич-службы сегодня получил распространение в НКО при оказании помощи различным целевым группам (коммерческим секс-работницам, наркопотребителям, лицам без определенного места жительства и др.)

Виды помощи, предоставляемой в рамках уличной аутрич-службы: первичная социально-психологическая диагностика; кризисное консультирование; предоставление предметов первой необходимости (носки, гигиенические принадлежности и т. п.); направление и сопровождение для получения помощи в другие службы, учреждения и организации; мотивационное консультирование; консультирование по снижению рисков и профилактике рискованного поведения; междисциплинарное ведение случая, ограниченное рамками уличной работы.

Одним из разновидностей аутрич-работы является – мобильный пункт помощи, при которой уличная служба оснащается автомобильным транспортом (автобусом или микроавтобусом), что позволяет расширить спектр оказываемых услуг. Так, в автобусе можно проводить индивидуальное консультирование, углубленный опрос клиентов, оказывать первую доврачебную помощь, а при наличии соответствующего оборудования и персонала – проводить экспресс-тестирование на ВИЧ, гепатиты и другие инфекции. Кроме того, мобильный пункт помощи позволяет доставлять клиентов для получения помощи в различные службы и организации (например, дневные Центры социальной помощи подросткам, Центр СПИДа и другие лечебные учреждения, отделение кратковременного проживания), которыми при других условиях несовершеннолетние не пользуются.

Следующей ступенью «низкопороговой» помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним после уличной аутрич-работы, стоит - Дневной Центр социально-психологической помощи. Например, такая форма социальной помощи, распространена в Санкт-Петербурге, где помимо организаций «Врачи Мира – США» и «Врачи детям» аналогичные центры поддерживают и другие НКО («Детский кризисный центр», «Гуманитарное действие», «Центр «Инновации» и др.)

Клиенты в такой центр могут прийти без предварительной записи, не предъявляя никаких документов, с гарантиями анонимности и конфиденциальности, если это не противоречит закону. Основная цель дневного Центра социальной помощи подросткам– это оказание первичной социально-психологической и первой доврачебной помощи, социально-правовое консультирование; помощь в получении или восстановлении утраченных документов; индивидуальное и семейное психологическое консультирование; помощь в дальнейшей реабилитации, адаптации и жизнеустройстве несовершеннолетних, восстановление семейных связей; профориентация, помощь в получении профессионального образования и трудоустройстве; организация и проведение досуговых мероприятий с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними. Кроме того, деятельность Центра также направлена на оказание помощи семьям этих детей и подростков в тех случаях, когда это возможно. Центр социальной помощи подросткам также осуществляет деятельность по профилактике беспризорности и безнадзорности, профилактике употребления ПАВ, профилактике ВИЧ и т.д.

Социальный приют для детейотносится к «высокопороговой» службе помощи. Вместе с социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних и центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей, он относится к учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации 35 . Основными направлениями деятельности этих учреждений являются: профилактика безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной ситуации в семье ребенка; обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства; обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетним на основе индивидуальных программ социальной реабилитации. 36

Методика работы социальных приютов для детей хорошо отлажена на основе многолетнего опыта, а порядок работы подробно регламентирован федеральным законом, а также правительственными и ведомственными постановлениями 37 .

Социальная квартира – это форма реабилитационной работы, при которой несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, предоставляется временное жилье в условиях максимально приближенным к домашним, с одновременным осуществлением индивидуальных социально-реабилитационных программ и оказанием правовой, психологической и педагогической помощи. Целью социальной квартиры является социально-психологическая реабилитация и адаптация несовершеннолетних, возвращение их в кровную семью, или подготовка к независимому проживанию и помощь в решении жилищных вопросов. Социальная квартира является формой реабилитации подростков, альтернативной сложившейся системе социальных приютов для детей. В социальной квартире, рассчитанной на 5–10 подростков, им предоставляется некоторая степень свободы, одновременно с вполне определенными требованиями по самоорганизации и самообслуживанию, обязательному продолжению учебы или трудоустройству, участию в социальной жизни квартиры и т. п. Создание социальных квартир (гостиниц) для несовершеннолетних предусмотрено Концепцией развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006–2010 гг. 38

Порог доступа к услугам социальной квартиры – самый высокий из всех перечисленных выше форм помощи безнадзорным и беспризорным несовершеннолетним.

Одной из форм социальной помощи, является активное развитие сети «телефонов доверия» по вопросам детской безнадзорности, куда может позвонить как сам ребенок, оказавшийся в сложной жизненной ситуации, так и взрослый, обнаруживший, что ушедшие якобы с улицы беспризорники обосновались на чердаках и в подвалах его дома. Так например, на базе московского учебно-методического центра «Детство» действует общественная приемная для воспитанников детских домов и школ-интернатов, педагогов, воспитателей и специалистов. 39 Здесь оказывают консультативную помощь по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На поле первичной профилактики детской безнадзорности работает городской центр «Дети улиц», специалисты которого ведут огромную работу с семьями безнадзорных или тех детей, кто вот-вот готов пополнить армию маленьких бродяжек. Таких «уличных» социальных работников в Москве уже несколько тысяч. 40

Предоставление помощи беспризорным и безнадзорным де­тям - основная задача уличной социальной работы. Работают с детьми, в различной степени утратившими социальные связи с семьей и школой и оказавшимися вовлеченными в уличную среду.

Программа уличной социальной работы имеет цель - помочь детям улицы обрести альтернативу жизни на улице, поддержать их, упрочить их положение путем предоставления им информации и возможностей для принятия осознанных решений. Уличные социальные работники осуществляют следующее:

    собирают информацию о ребенке с целью составления инди­видуальной программы реабилитации;

    устанавливают отношения сотрудничества с сообществами уличных детей (в просторечии- тусовками) для отслеживания ситуации, постоянного информирования о возможностях социальной поддержки и - очень важно -для срочной помощи в экстренных случаях;

    предлагают уличным детям различного рода услуги;

    осуществляют посредническую роль между уличным ребен­ком и обществом: семьей, социозащитными учреждениями, милици­ей, муниципальными органами и др.

Своей главной задачей они полагают содействие в формирова­нии у безнадзорных и беспризорных детей мотивации на возврат в семью, на активную позицию в решении собственной судьбы.

Этапы уличной социальной работы:

1 этап. Работа начинается со сбора информациио местах, где могут находиться уличные дети. Кроме тех мест, где их многие видят: стан­ций метро, рынков, вокзалов - это могут быть и железнодорожные станции, овощные базы, подвалы и чердаки домов и т.д. Часто с ин­формацией к уличным социальным работникам обращаются энтузиа­сты-общественники, бывшие уличные дети, транспортная милиция и т. д. Получив информацию, работники выходят в рейд.

2 этап. Цель рейда познакомиться с ребенком.Очень хороши для этих целей ссылки на общих знакомых из числа уличных детей, сотрудни­ков мобильных социальных служб или приютов, помогает упомина­ние о благотворительных столовых или медицинских пунктах. Бесе­да- это главный метод. И в ходе беседы надо завоевать доверие, сообщить информацию о возможной помощи и узнать, кто он и что его привело на улицу.

Социальный работник регистрирует свою работу следующим образом:

    ежедневно составляет список всех детей, с которыми контактировал во время выхода на улицу;

    создает и обновляет индивидуальные файлы на детей;

    ведет дневник уличных визитов и деятельности.

3 этап. Установив доверительные отношения с детьми, уличные социальные работники предлагаютим следующие услуги:

    “социальные консультации”, т. е. беседы, помогающие ребенку лучше понять самого себя и окружение;

    информационные услуги: где получить медицинскую по­мощь, как соблюдать сексуальную безопасность, как уменьшить риск от применения наркотиков и т. д.;

    помощь в получении медицинских услуг, услуг в области образования и профессионального обучения, в оформлении необходи­мых документов и т. п.;

    предоставление ребенку права выбора места ухода с улицы: дом, школа, приют, дневной центр; работа с мотивацией к уходу с улицы.

4 этап.Социальный работник подробно обсуждает с ребенком возможность выбора собственного будущего.Один из важнейших аспектов социальной работы заключается в том, чтобы подвести ребенка к использованию социальных услуг,в первую очередь - дневного цен­тра.

В тех случаях, когда ясно, что ребенок чаще ночует дома, что связь с семьей не утеряна, надо наполнить жизнь ребенка положительным содержанием через дневные центры, подростковое клубы, спортивные секции, а самое главное - вернуть детей к школьной жизни. Подразделение дневного пребывания предназначено для оказа­ния психолого-медико-социальной поддержки детям, не утратившим связей с родителями. В подразделении дневного пребывания ребенок проводит часть дня, возвращаясь вечером домой. Дневное отделение подразумевает посещение ребенком своей школы, хотя при необходимости могут быть организованы обучающие занятия. Во время пребывания в днев­ном отделении ребенок готовит уроки, получает обед и полдник, зани­мается в каком-либо из кружков или спортивной секции. Ребенок по­лучает медицинскую и педагогическую помощь. Социальная служба за это время пытается решить социальные проблемы семьи. С ребенком и членами семьи работает психолог. При необходимости с ребенком и членами семьи работают врач и нарколог. Обязательное условие - соблюдение детьми правил и режима отделения дневного пребывания.

При работе с уличными детьми нужно быть последовательными и настойчивыми. Бывает, что дети не хотят общаться, могут развер­нуться и уйти. Но в следующий раз они, возможно, уже сами подой­дут за помощью. Ведь уличные дети в своей жизни были неоднократ­но обмануты. Очень важно, чтобы ребенок понимал и помнил, что в критических ситуациях, если он захочет, ему придут на помощь. 41

Еще одним подразделением, оказывающим помощь безнадзорным и беспризорным детям – являетсяНочлежка,котораяпредназначена для безопасной ночевки детей и под­ростков, длительное время проживающих на улице, предоставления им санитарных услуг (мытье, стирка одежды, возможность получения медицинской помощи, минимального горячего питания, чистой одежды, обуви, гигиенических принадлежностей. Пребывание в ночлежке ограничено вечерним и ночным временем в течение 1-2 месяцев. За это время у ребенка должна сформироваться мотивация в изменении своего социального положе­ния - желание пойти в приют или вернуться в семью.Уровень медицинской помощи - санитарно-гигиенические мероприятия, лечение педикулеза и чесотки, обработка ран, ожогов, пиодермии, профилактическое назначение витаминов, микроэлемен­тов и пищевых добавок, госпитализация по экстренным показаниям.

Таким образом, основные формы предоставления помощи безнадзорным и беспризорным детям осуществляют, как государственные учреждения, так и общественные объединения.

По данным НИИ детства Российского Детского Фонда 2014г., выпускники учреждений социальной защиты детей, несмотря на все усилия государства, администраций конкретных образовательно-воспитательных учреждений, не нацелены на достижение более высоких профессиональных уровней, затруднительны вопросы трудоустройства. Кроме того, по результатам анализа, ежегодно сиротские учреждения самовольно покидают примерно 10 % детей (около 20 тыс.). Каждый третий выпускник в течение года попадает в места лишения свободы. Большой процент становится БОМЖами и заканчивают жизнь самоубийством. Основными причинами исследователи считают: недостаточное знание законов, безвыходную жизненную ситуацию, низкий культурно-образовательный статус, неспособность ответственно решать сложные внутренние проблемы, социальная пассивность, чувство страха за будущее, заниженная самооценка .

Существует необходимость в полной мере повысить эффективность работы всех структур государства, отвечающих за решение проблем беспризорного детства. Требуется поиск специфичных путей снижения неблагоприятных последствий, отклоняющегося поведения подростков и детей.

Для изучения эффективности технологий социальной работы применяемых в учреждениях социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей, было проведено социологическое исследование, на базе Государственного казенного учреждения Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания «Ровесник».

С целью проверки эффективности технологий социальной работы, применяемых в Государственном казенном учреждении Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник» проведено опытное исследование. На базе данного учреждения нами было исследовано 30 безнадзорных детей, из которых 19 девочек и 11 мальчиков. Возраст детей от 8 до 18 лет. Для определения социально-психологических изменений, произошедших в личности дезадаптированного ребенка вследствие специально организованного взаимодействия с социальным работником, мы применили сравнение характеристик, измеренных самоактуализационным тестом. Сравнивались показатели двух групп детей, первую группу составляли дети, недавно поступившие в Учреждение, вторую – воспитанники, длительно пребывающие в Учреждении. В рамках самоактуализационного теста рассматривались базовые (поддержка и компетентность во времени) и дополнительные шкалы (№ 3 - сенситивность к себе, № 4 - спонтанность, № 5 - самоуважения, № 6 - самопринятия, № 9 - принятия агрессии, №1 0 - контактности, № 11 - познавательных потребностей). В результате проведения самоактуализационного теста между результатами для двух групп детей присутствуют статистически значимые различия. Результаты первичной диагностики показали, что большинство детей принимают ситуацию обследования, ориентируются на выполнение заданий. Во время исследования дети проявили уравновешенность, молчаливость и скрытность. Молодые люди были заинтересованы в правильности выполнения заданий. Темп работы умеренный. Хороший уровень работоспособности. У большинства детей неправильно сформированы знания об окружающем мире, в том числе о себе. Многие дети не способны осуществлять элементарный анализ и синтез. Мышление наглядно-действенное. Слабо развиты умения классификации и обобщения. У большинства воспитанников ограничен словарный запас. Слабо сформированы графическая деятельность и зрительно-моторная координация. Таким образом, уровень актуального развития детей, недавно поступивших в Учреждение, не соответствует возрастной норме, отмечается средний уровень тревожности, самооценка адекватная. Вторая группа детей, длительно пребывающих в Учреждении, проявили умение планировать не только свое ближайшее будущее, но и отдаленные перспективы. Они учатся выстраивать свое поведение независимо от мнения асоциальной группы в соответствии с собственными целями жизни, убеждениями, установками и принципами. У детей удовлетворительный словарный запас. Уровень актуального развития приближен к норме, выявлен средний уровень тревожности и адекватная самооценка.

В итоге, можно сделать заключение, что благодаря специально организованному процессу взаимодействия произошли существенные новообразования в личности безнадзорных подростков. Использование традиционных и современных технологий социально-педагогического взаимодействия позволило достичь вышеперечисленных результатов, а именно: положительная динамика в социализации личности воспитанников, дети обучены нормам и правилам поведения в обществе, открыты и доброжелательны, строят планы на будущую жизнь. Также дети приобретают удовлетворительный уровень интеллекта, активно занимаются досугово-культурной деятельностью.

Вторым этапом исследования являлся социологический опрос. По данным анкетирования направленного на выявление эффективности технологий социальной работы с безнадзорными детьми, выявлены следующие виды технологий, а также уровень необходимости применения данных методов:

  1. Психологические тренинги, консультации, беседы.

Технологии социально-психологической работы, направленны на достижение стабилизации эмоционального состояния детей, снижения уровня тревожности, развития навыков самоконтроля и саморегуляции, а также нормализации самооценки. Из 30 респондентов, 87 % ответили, что в Учреждении устраиваются психологические тренинги, консультации, беседы. А также 60 % ребенка считают, что проведение психологических тренингов, консультаций, бесед им необходимы. Это говорит о том, что технологии, применяемые психологами помогают детям в преодолении личных трудностей, а значит, способствуют успешной социализации и интеграции детей в общество.

  1. Организация учебного процесса.

Учебный процесс способствует развитию навыков межличностного взаимодействия детей, повышению их интеллектуальной деятельности. 77 % детей посещают какое-либо образовательное учреждение.

  1. Творческие мероприятия (рисование, танцы, игры и т.д.).

Творческие мероприятия способствуют формированию духовно-культурного развития детей. Главная роль данных мероприятий принадлежит развитию навыков межличностного взаимодействия, самовыражения, стабилизации эмоционального состояния, а также повышению самооценки. 87% отпрошенных детей ответили, что в Учреждении проводят различного рода творческие мероприятия (рисование, танцы, игры и др.). А 60 % воспитанников считают, что данного рода мероприятия им необходимы. Это говорит о том, что у воспитанников данного Учреждения сформирована потребность в творческом самовыражении, саморазвитии, в социальном взаимодействии.

  1. Мероприятия, направленные на коррекцию общения ребенка с социумом.

Данные технологии социальной работы формируют у детей навыки межличностного взаимодействия, социально полезное поведение, позволяют преодолеть личностные конфликты.

56 % респондентов не испытывают трудности, при общении с другими людьми. Но 27 % воспитанникам трудно взаимодействовать с обществом. Это говорит о том, что дети, испытавшие тяжелые жизненные ситуации, замкнуты, изолированы от общества, бояться заводить отношения с другими детьми. Таким молодым людям требуется больше времени для того, чтобы ресоциолизироваться, реадаптироваться и заново научиться доверять людям.

  1. Юридические (правовые) тренинги, консультации, беседы.

Правовые тренинги и консультации позволяют разъяснить детям их права, обязанности и законные интересы. Правовое просвещение детей является эффективной профилактикой девиантного и противоправного поведения.

47% опрошенных воспитанников ответили, что для них устраивают юридические (правовые) тренинги, консультации, беседы, направленные на знание конституции РФ, кодексов, прав детей и т.д. 40 % ответили, что данного рода мероприятия устраиваются, но редко. Это доказывает, что в Учреждении занимаются правовой грамотностью воспитанников.

47 % детей считают, что проведение юридических (правовых) тренингов, консультаций, бесед им необходимы. Это говорит о том, что дети ответственно относятся к своим правам и исполнению обязанностей, что способствует усвоению норм и правил поведения в социуме, содействует их успешной интеграции в общество, а также является предпосылкой их дальнейшего законного профессионального роста.

  1. Занятия, мастер-классы, направленные на формирование трудовой активности.

Трудовая активность позволяет повысить качество памяти, мышления, концентрации, удовлетворяют потребность в самореализации, формируют коммуникационные навыки. Труд положительно влияет на психику ребенка (управление эмоциями, преодоление личностных конфликтов и т.д.), а также способствуют профориентационному становлению детей. Так 100 % воспитанников подтвердили, что в Учреждении проводятся мероприятия, направленные на формирование трудовой активности. Это говорит о том, что в Учреждении уделяется внимание выявлению интересов детей к различным видам трудовой деятельности, оказанию помощи в выборе профессиональной деятельности.

  1. Консультации, беседы, направленные на правильное планирование семьи.

Подготовка детей к правильному планированию семьи помогает сформировать ценностные установки, выработать ответственное отношение к репродуктивному здоровью, необходимость правильного предохранения от нежелательной беременности. Консультации, беседы, направленные на правильное планирование семьи помогает воспитанникам понять, как функционирует семья: изучить функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения с взрослыми в семейном кругу. 33 % опрошенных детей ответили, что в Учреждении устраиваются данного рода мероприятия, а 50 % ответили, что устраиваются, но редко.

60 % респондентов считают, что консультации, беседы, направленные на правильное планирование семьи, для них необходимы. Это говорит о том, что воспитанники Учреждения заинтересованы в обучении планированию семьи, имеют позитивный взгляд на будущую жизнь, что является важным условием для их благоприятной жизнедеятельности вне Учреждения.

  1. Мероприятия, направленные на формирование физического здоровья (физкультура, зарядки, разминки, спортивные соревнования, плавание).

Занятия спортом способствуют нормализации эмоционального состояния детей, являются профилактикой различных заболеваний, вредных привычек и девиантного поведения.

Так 83 % ответили, что в Учреждении проводятся данного рода мероприятия. Это является свидетельством того, что в Учреждении созданы благоприятные условия для пропаганды здорового образа жизни детей, физического воспитания.

67 % опрошенных воспитанников считают, что мероприятия, направленные на формирование физического здоровья для них необходимы. Это говорит о том, что технологии социальной в данном Учреждении сформировали у детей потребность в здоровом образе жизни.

Проведенное нами опытное исследование позволяет сделать вывод о том, что благодаря технологиям социальной работы, применяемым в Государственном казенном учреждении Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник», в личности дезадаптированного ребенка происходят благоприятные социально-психологические изменения, а именно: положительная динамика в социализации личности воспитанников, дети обучены нормам и правилам поведения в обществе, открыты и доброжелательны, строят планы на будущую жизнь. Методы социальной работы с детьми в данном Учреждении решают основные задачи:

Организация получения образования воспитанниками;

Реализация дополнительных развивающих и профилактических программ, разработанных с учетом особенностей психофизического развития воспитанников и их индивидуальных возможностей;

Поддержка воспитанников в период трудной жизненной ситуации и осуществление индивидуально ориентированной психолого – педагогической помощи;

Обеспечение подготовки детей, оставшихся без попечения родителей к проживанию в замещающей семье, а также к самостоятельной жизни и интеграции в обществе;

Оказание содействия воспитанникам в профессиональном самоопределении и освоении профессии;

Организация и проведение культурно – массовых и спортивных мероприятий, различных видов социально – значимой деятельности.

Список литературы:

  1. Комаров, А. В. Проблема беспризорности и безнадзорности в Российской Федерации / А.В. Комаров // Молодой ученый. - 2014. - №11. - С. 261-262. - URL https://moluch.ru/archive/70/11929/ (дата обращения: 15.03.2018).

Введение

Сложные процессы системных трансформаций, продолжающиеся в настоящее время в России, затронули практически все слои общества, разрушив существовавшую многие десятилетия и уже успевшую устояться систему социальной стратификации.

Современные научные исследования, проводимые в социальной сфере, констатируют кризисные ситуации во многих областях жизнедеятельности людей, которые влияют на их сознание и поведение. Серьезную социальную опасность представляет то, что негативные последствия таких изменений сказываются на детях, как наиболее уязвимой категории населения. Это приводит к нарушению их физического и психического здоровья, дает толчок для развития так называемых социальных болезней, в том числе – безнадзорности и беспризорности.

Существенными причинами увеличения безнадзорности в современных условиях называют продолжающееся ухудшение уровня жизни российских семей, падение ее нравственных устоев, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, увеличение числа разводов и неполных семей.

Дополнительными факторами детской безнадзорности, помимо неблагополучной семьи, становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, а также рост безработицы, еще более ухудшающий материальное положение семей.

Серьезным фактором безнадзорности детей в последние годы стало увеличивающееся количество беженцев и переселенцев.

Не умаляя значения данных причин, ответственных за сложное положение детства, стоит отметить, что в тени остаются проблемы детей, возникающие в рамках их педагогического пространства, аспектов, связанных с воспитанием и образованием. Кроме того, существующая долгое время система образования и воспитания подрастающего поколения, делала основной уклон в работе с такими детьми на стационарные учреждения закрытого типа и органы внутренних дел, не принимая во внимание педагогические аспекты реабилитации безнадзорных и беспризорных детей.

Это привело к тому, что существующих на сегодняшний день мер недостаточно для преодоления детской и подростковой безнадзорности и беспризорности.

Вышесказанное обусловливает актуальность изучения «безнадзорности» и «беспризорности».

Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.

Задачи квалификационной работы:

– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;

– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;

– рассмотреть профилактику беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;

– изучить деятельность социальных служб по работе с несовершеннолетними за рубежом;

– показать организацию социальной работы с несовершеннолетними в учреждениях социальной реабилитации: отечественный опыт.

Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

1. Детская беспризорность и безнадзорность в истории России

Многообразие социальных проблем, сопутствующих развитию российского общества, в большой степени затронуло современную семью.

Множество проблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных забот. Данная ситуация выражается в увеличении количества безнадзорных и беспризорных детей. Определить, сколько в России беспризорных детей, довольно сложно. По оценкам МВД, в России на 2004 год насчитывалось от пятисот тысяч до двух с половиной миллионов беспризорных детей. Их количество постоянно колеблется и складывается на основе данных, получаемых от органов внутренних дел. Цифры, которые приводят официальные органы, отличаются от тех, которыми пользуются неправительственные организации, в два раза.

Так, по данным Российского детского фонда в стране насчитывается три миллиона беспризорников, по данным движения «В защиту детства» – четыре миллиона. Проводимые социологические исследования дают другие цифры. Средства массовой информации оперируют различными показателями.

Цифру же, реально определяющую количество безнадзорных детей, назвать невозможно, как затруднительно определить ту грань, которая отделяет безнадзорных детей от беспризорных. Невозможность четкого учета безнадзорных детей связана, в том числе, и с неопределенностью самого понятия «безнадзорный ребенок». Так, в некоторой популярной литературе, публикациях газет и журналов термины «безнадзорный» и «беспризорный» ребенок употребляются как синонимы, иногда появляется такое смешение терминов и в научных работах.

Таким образом, необходимо разделить две разные, хотя и связанные между собой проблемы детской безнадзорности и беспризорности.

Несмотря на то, что в современной педагогической науке и социальной практике по социальной защите детства понятия безнадзорность и беспризорность взаимосвязаны.

Для правильного определения причин безнадзорности необходимо определиться с сущностью этого понятия, рассматриваемого как явление, состояние или процесс.

Следует исходить из понимания безнадзорности как процесса и как явления, то есть социального феномена. Некоторые ученые изучают также безнадзорность как результат определенного социального состояния.

Безнадзорность можно определить как отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей, либо заменяющих их лиц. Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение.

Педагогический словарь определяет безнадзорность как «общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих».

Российская педагогическая энциклопедия (Российская педагогическая энциклопедия, 1993) более четко разграничивает рассматриваемые понятия: безнадзорность определяется как «отсутствие или недостаточность контроля за поведением или занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или лиц, их заменяющих».

В словаре по социальной работе безнадзорные дети также определяются как лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их замещающих.

Детская безнадзорность в основном определяется с помощью категорий педагогики и рассматривается как отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков. При этом упускается важный момент – отчуждение самих детей от семьи, детского коллектива, отсутствие эмоциональной взаимосвязи между детьми и родителями. Исходя из этого можно считать, что состояние безнадзорности характеризуется не только отсутствием или недостаточностью контроля за поведением и занятиями детей и подростков, но и отсутствием внутренней связи между детьми и родителями или лицами, их заменяющими, должного внимания со стороны школы, различных контролирующих органов, других социальных институтов.

Следовательно, безнадзорность может являться как явлением, которое имеет место при определенных условиях с определенными, вполне конкретными индивидами, так и процессом, который имеет временные рамки и характеризуется переходом из одного состояния в другое.

Очевидно, что безнадзорность может являться как конечной стадией социального процесса, то есть результатом перехода из «нормального» состояния в запущенное, так и промежуточной, то есть одним из этапов десоциализации личности и перехода к состоянию беспризорности.

Для того чтобы уточнить понятие «беспризорность», рассмотрим его с позиций ученых и практиков, занимающихся данной проблематикой.

Нормативно-правовые акты Министерства труда и социального развития РФ трактуют понятие «беспризорные дети» как те, которые не имеют определенного места жительства или места пребывания. Практики социальной работы определяют беспризорных детей как тех, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Одни из них ведут оседлый, другие кочевой образ жизни. Многие оказываются в криминальном окружении. Поэтому беспризорность часто связана с противоправным поведением.

Часто указывают на то, что беспризорность – это крайнее проявление безнадзорности. Для беспризорных детей характерно проживание вне семьи.

В законе Российской Федерации, принятом в июне 1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999) беспризорный определяется как безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Для более предметного понимания термина «беспризорность» уточним категории детей, которые к ним относят:

– живущие на улице более месяца (постоянно проживающие на улице в силу различных обстоятельств);

– живущие на улице периодически, от нескольких дней до нескольких недель. Дети этой категории оказываются на улице на время очередных запоев родителей-алкоголиков, разрешения конфликта с родителями и т.д.

– те, кто еще живет (ночует) дома, но свои основные потребности удовлетворяет на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать. В основной своей массе это дети, давно бросившие школу, состоящие на учете в 17 милиции (ОППН) или комиссии по делам несовершеннолетних (КДН).

Переход несовершеннолетнего в категорию беспризорников не влечет прекращение семейных правоотношений. Все права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством, сохраняют свою силу. Но реализовать их не представляется возможным, так как судьба ребенка никому не известна.

Говоря о несовпадении терминов «беспризорный» и «безнадзорный», следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью категорий педагогики. Неслучайно его сущность, признаки входят в сферу внимания науки, обращающей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетними, который не сводится к контролю за его поведением, времяпровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком, такой связи, которая позволяет сохранить даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора приводит ребенка в такую ситуацию, из которой он часто не может найти выход социально одобряемыми способами и средствами.

Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностью, несомненно, существует прочная связь, поскольку по общему правилу безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. Начальную фазу этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он приобретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств.

Беспризорность детская – отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Возникновению и росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, а также конфликтная обстановка в семьях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми войны, революции, голод, стихийные бедствия, эпидемии и потрясения, влекущих за собой сиротство детей. Беспризорность порождает тяжёлые социальные последствия и девиации в поведении: рост правонарушений, преступность несовершеннолетних, детская проституция, алкоголизм, наркомания.