Мнемотехника в детском саду: уникальная возможность развить память. Использование приемов мнемотехники в детском саду для развития связной речи у дошкольников Для ребят средней возрастной группы в детском саду

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждения

детский сад №104 "Гуси лебеди"

Мнемотехника для дошкольников

Методическое пособие для ДОУ воспитателей

Ульяновск, 2017

Методическое пособие «Мнемотехника для дошкольников».

В подготовке пособия принимали участие: Хусаинова Мария Николаевна.

Рецензент: Аббязова Т.Л.

Мнемотехника для дошкольников: методическое пособие. -1-е изд. / под ред. М.Н. Хусаиновой,- 44 с.

В методическом пособии рассматривается мнемотехника как совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках.

Методическое пособие раскрывает создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.

Аннотация

В данном пособии раскрываются такие вопросы: - для чего нужна мнемотехника?

Как происходит обучение?

В пособии также упоминается о значении воспитание у детей любви к поэзии.

Рассматривается структура мнемотехники - мнемотаблицы, мнемоквадраты, мнемодорожки. В пособие включено перечень стихотворений с наглядным моделированием.

Также приведен пример эксперимента во второй младшей группы МБДОУ детского сада 104 «Гуси лебеди». Для выявления и констатации того, что при обучении надо использовать приёмы, побуждающие детей к учебной деятельности, организующие её, вызывающие у них интерес к учению, а именно применение мнемотехники при заучивании стихотворений.

Введение

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др

Цель: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.

1. Способствовать развитию связной речи.

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) .

4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Для чего нужна мнемотехника?

Слово мнемотехника произошло от древнегреческой покровительницы памяти — Мнемозины. Это направление в развитии детей стало очень популярно. Ранее его использовали в большей части в ораторском искусстве, для возможности поправки речи, сейчас техника используется значительно обширнее. Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги решают следующие проблему у детей:

развитие памяти, сохранения и запоминания информации;

развитие логического мышления;

становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков;

помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;

повышает способность концентрировать внимание на одном занятии;

техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов.

Как происходит обучение

В развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.

Структкра мнемотехники

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.


Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.

Перечень стихотворений с наглядным моделированием!

Мнемоквадраты

Стихотворение «Овощи».

Стихотворение «Детский сад».

Мнемотаблицы

Стихотворение «Белый мишка».

Стихотворение «Корова».

Стихотворение «В лесу».

Мнемотаблицы

Стихотворение «Космонавт».

Мнемотаблицы

Стихотворение «Сад».

Мнемодорожки

Стихотворение «Руки».

Стихотворение «Колобок».

Стихотворение «Зайчики»

Анализ эксперимента

Для определения наиболее адекватных и эффективных путей обучения детей мы ставим перед собой цель продиагностировать память детей. В данной работе проводилось обследование слуховой, зрительной, образной памяти.

При изучении детей очень важным представлялось использовать диагностику, которая позволила определить уровень развития зрительной, слуховой, образной памяти. В качестве основного метода исследования была выбрана индивидуальная работа.

В процессе изучения детей также применялись методы психолого-педагогического исследования: беседа и наблюдение. С помощью беседы решались две задачи: установление контакта с ребёнком и общее знакомство с ним. При этом выявились особенности устной речи детей, направленность их интересов, характер отношений с взрослыми и сверстниками. Это способствовало более глубокому пониманию некоторых сторон личности детей.

При проведении эксперимента большое внимание уделялось созданию эмоционального дополнительного настроения у испытуемых. В то же время делалось все необходимое, чтобы у детей возникало чувство ответственности за результаты своей деятельности в процессе опыта.

Метод наблюдения входил как составная часть эксперимента. Для качественного анализа психики ребёнка мы наблюдали за поведением ребёнка в экспериментальной обстановке, его отношение к возникающим трудностям.

Констатирующий эксперимент проводился в ноябре 2016 г. в городе Ульяновске. Исследовалась группа младших дошкольников, состоящая их 10 человек, в возрасте 3-4 лет, из которых 6 девочек и 4 мальчика.

Как было сказано выше, эксперимент проводился в индивидуальной форме. Эксперимент состоял из 3 серий и проводился поэтапно, чтобы у детей не возникло чувство переутомления, что им свойственно. При обследовании слуховой памяти использовалась Методика «10 слов», зрительной памяти - методика «Нелепицы», образной памяти - методика Л.Ф.Симоновой.

Первая серия. Методика «10 слов».

Ребёнку зачитываются 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

Оценка: воспроизведение 5 - 6 слов после первого прочтения свидетельствуют о хорошем уровне слуховой механической памяти.

Вторая серия. Методика «Нелепицы».

Картинки, изображающие нелепые ситуации, заимствованы из методического пособия С.Д.Забрамной «Отбор детей во вспомогательные школы».

Ребёнку предъявляется картинка и даётся следующая инструкция: «Сейчас я закончу готовиться к нашей совместной работе, а пока, чтобы не скучать, посмотри вот на эту картинку, затем картинку у него забирают. Нужно фиксировать все высказывания ребёнка. Если в течение 15 секунд ребёнок молчит, то ему следует задать вопросы.

Понравилась ли тебе картинка? (Если просто утвердительный ответ, то задаётся следующий вопрос).

Что тебе понравилось? (Если ребёнок начинает перечислять фрагменты ситуации, то задаётся следующий вопрос).

Что там нарисовано? (Если фрагментов воспроизведено мало и воспроизведение вялое, то требуется стимуляция в форме вопросов).

А ещё что? Может быть, вспомнишь? (Фиксируются дополнительные ответы; если их нет, то задаётся вопрос).

Смешная картина? (Если просто утвердительный ответ, то задаётся новый вопрос).

Что же там смешного? (Если нет чёткого отношения к ситуации как к нелепой, то задаётся следующий вопрос).

А может быть такое в жизни? Может быть, здесь что - то перепутано?

В тех случаях, когда ребёнок сразу оценивает ситуацию как нелепую («Тут всё перепутано») и активно называет запомнившиеся фрагменты, все перечисленные вопросы снимаются.

При оценки результатов учитываются как сам факт адекватного понимания ребёнком ситуации, так и его эмоциональная реакция при изучении объекта и количество воспроизведённых фактов.

Третья серия. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

Задача испытуемого, после того как убрали таблицу, - выразить словесно те образы, которые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводиться по количеству правильно воспроизведённых образов. Норма - 6 правильных ответов и больше.

Первая серия.

Как было сказано выше, первая серия заданий была дана в форме воспроизведения слов.

Не справились с заданием (-)

Искажение структуры слова (-/+)

1 ребенок правильно и точно воспроизвёл слова. Меньшая часть обследуемых 3 человек пропускали отдельные слова. Большая часть - 6 человека допускали пропуск слов, искажения структуры слова.

Как показали результаты этой серии эксперимента, 1 человек полностью справился с заданиями, выполнил без ошибок, к помощи педагога не обращался. Три ребенка справились с заданием, пропуская слова, но, не искажая смысл. Шесть детей имеют затруднения в выполнении данного задания, из 10 предложенных слов правильно воспроизведено от 1 до 4 слов. Дети не обращались за помощью о повторе слов, предложенную помощь для выполнения задания отвергали.

При выполнении данной серии заданий, наблюдались следующие особенности выполнения заданий:

дети с интересом выполняли задания;

дети, которые внимательно слушали педагога быстро, чётко и точно воспроизводили предложения;

также была замечена такая особенность: 3 человека из группы не проявляли первоначального интереса к заданию, желание работать у них вызывало обещание педагога поиграть с ними в игру.

Во второй серии детям были предложены картинки «Нелепицы».

Оценку мы проводили по 3 уровням:

Правильно выполнили задание (+)

Справились с заданием с помощью педагога (+/-)

Не справились с заданием (-)

1 ребёнок полностью справился с заданием, выполнил точно и без ошибок. Меньшая часть детей 2 человека справились с заданием частично, используя помощь педагога. Большая часть обследуемых 7 человек с заданием не справились, даже с использованием помощи.

При выполнении наблюдались следующие особенности выполнения. Один ребёнок полностью справился с заданием, выполнил точно и без ошибок, к помощи педагога не обращался. Почти все дети затруднялись в понимании задания, не сразу могли понять, что от них требуется. Два ребенка справились с большей частью задания, но прибегали к помощи педагога; помощь принимали и после объяснения смысла инструкции, дети выполняли задания правильно. Семь человек не справился. Следует отметить, что выполнение этого задания не вызывает у некоторых детей интереса, т.к. процесс этот труден для выполнения одного и того же задания. Также важно отметить, что несколько человек в группе вообще самостоятельно не смогли выполнить задания, им постоянно требовался контроль педагога и дополнительные вспомогательные средства (наглядный материал, наводящие вопросы). Это указывает на недостатки в мыслительной деятельности и на низкую познавательную активность.

Третья серия. Задание состояло из 12 картинок. Результаты были оценены по следующим уровням.

Задание выполнено, верно (+)

В выполнении заданий требовалась помощи педагога, она привела к верному выполнению заданий (+/-)

Задание выполнено неверно (-)

2 человека выполнили задание без ошибок, назвали три правильные картинки.7 человека фактически не справились с заданием, выполнили из 12 слов 1- 4. 1 человек справился с заданиями частично.

Анализируя выполнение данных заданий, важно отметить, что все дети справились с заданием, с различным качеством работы. Все дети воспользовались помощью педагога, хотя в некоторых случаях эта помощь не приводила к положительному результату, т.е. правильному выполнению задания.

В констатирующем эксперименте мы разделили группу детей на 3 подгруппы, в соответствии с уровнями развития памяти.

I подгруппа.

Соответствует низкому уровню памяти. В данную группу вошли 60% детей, которые выполняют 20-30% предложенных заданий. У детей низкий уровень подготовленности, маленький запас знаний, снижен кругозор. Наблюдается несформированность таких психических процессов как память, внимание, мышление. Дети безынициативны, медлительны, не проявляют интереса к предложенным заданиям. Анализ заданий показал, что ошибки у данных детей из-за невнимательности, плохо сформированного строя речи.

II подгруппа.

Соответствует среднему уровню. В данную группу вошло 30% детей, которые выполняют правильно от 50 до 80% предложенных заданий. Дети проявляют интерес к тем заданиям, которые носят в себе игровой момент или не вызывают трудностей. Если же задание было непосильным, то интерес к его выполнению сразу же пропал. У детей этой подгруппы наблюдалось желание преодолевать трудности самостоятельно, но и они обращались за помощью.

Причины некоторых ошибок можно объяснить тем, что дети часто отвлекались, многократно переспрашивали одно и тоже, что отвлекало их внимание от выполнения задания. Они были достаточно активны, но быстро утомлялись. Таким детям требовался различный характер помощи со стороны педагога.

III подгруппа.

Соответствует высокому уровню развития памяти. В данную подгруппу вошло 10% детей, которые выполняли 80-100% предложенных заданий, практически без ошибок. Наблюдается высокий уровень подготовленности, общий запас знаний, высокий уровень развития речевого развития. В данную группу вошёл 1 ребёнок. Также не менее важно отметить, что у этого ребёнка, как представителя сильной группы нет нарушения в поведении, внимательно слушает педагога, помощь воспитателя практически не требуется.

Выводы по результатам констатирующего эксперимента.

Анализируя результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление развития памяти детей можно сказать следующее, что у всех детей усваивается материал по-разному, это обусловлено уровнем подготовки детей, также большую значимость имеет зона ближайшего развития.

При выполнении различного вида заданий, описываемых в эксперименте, дети столкнулись с трудностями интеллектуального и психического характера. Также важно обращать внимание на индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы детей, что также немаловажно при обучении.

В ходе констатирующего эксперимента был подтверждён тот факт, что при обучении надо использовать приёмы, побуждающие детей к учебной деятельности, организующие её, вызывающие у них интерес к учению положительной эмоциональный настрой, а именно применение мнемотехники при заучивании стихотворений. Также в ходе эксперимента группа разделена на уровни усвоения знаний, умений и навыков. Это разделение носит относительный характер, так как на различных этапах обучения уровни могут поменять свой состав.

Нами был проведен формирующий эксперимент, где мы использовали мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, для заучивания стихотворений и сказок. Материал для заучивания представлен в приложении.

Контрольный этап проводился в апреле 2017 года.

Первая серия оценивалась так же как и констатирующем этапе.

Среди детей 2- ой младшей группы:

3 ребенок правильно и точно воспроизвёл слова. Большая часть обследуемых 6 детей пропускали отдельные слова. 1 исследуемый допускал пропуск слов, искажения структуры слова.

Как показали результаты этой серии эксперимента, 3 ребенка полностью справился с заданиями, выполнил без ошибок, к помощи педагога не обращался. Шесть детей справились с заданием, пропуская слова, но, не искажая смысл. Один ребенок имеет затруднения в выполнении данного задания, в силу своей гиперактивности. Данный ребенок не обращался за помощью о повторе слов, предложенную помощь для выполнения задания отвергал.

Во второй серии контрольного эксперимента.

2 ребёнок полностью справился с заданием, выполнил точно и без ошибок. Большая часть детей 7 человека справились с заданием частично, используя помощь педагога. Один ребенок с заданием не справились, даже с использованием помощи.

Третья серия контрольного этапа.

Из анализа результата третьей серии:

4 человека выполнили задание без ошибок, назвали четыре правильные картинки. 6 детей справился с заданиями частично. Не справившихся с заданием не было.

Анализируя выполнение данных заданий, важно отметить, что все дети справились с заданием, с различным качеством работы, это качество стало значительно лучше, сравнивая с констатирующем этапом. Все дети воспользовались помощью педагога.

В контрольном эксперименте мы разделили группу детей на 3 подгруппы, в соответствии с уровнями развития памяти.

I подгруппа.

Соответствует низкому уровню памяти. В данную группу вошли 10% детей, которые выполняют 20-30% предложенных заданий. В эту группу входил один ребенок. У него низкий уровень подготовленности, маленький запас знаний, снижен кругозор. Наблюдается несформированность таких психических процессов как память, внимание, мышление. Анализ заданий показал, что ошибки у ребенка из-за невнимательности, плохо сформированного строя речи.

II подгруппа.

Соответствует среднему уровню. В данную группу вошло 70% детей, которые выполняют правильно от 50 до 80% предложенных заданий. Дети проявляют интерес к тем заданиям, которые носят в себе игровой момент или не вызывают трудностей. Причины некоторых ошибок можно объяснить тем, что дети младшего дошкольного возраста и свойственно частые отвлекания, недостаточность словарного запаса. Данные дети быстро уставали. Таким детям требовался различный характер помощи со стороны педагога.

III подгруппа.

Соответствует высокому уровню развития памяти. В данную подгруппу вошло 20% детей, которые выполняли 80-100% предложенных заданий, практически без ошибок. Наблюдается высокий уровень подготовленности, хороший словарный запас. В данную группу вошли 2 исследуемых.

Выводы по результатам контрольного эксперимента.

Анализируя результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление развития памяти детей можно сказать следующее, что у детей усваивается материал по-разному. Важно обращать внимание на индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы детей, что также немаловажно при обучении.

Данная работа оказала эффективность речевого развития у дошкольников средствами обучения детей рассказыванию с помощью мнемотехники:

Использование мнемотехники в рассказывании и заучивании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы.

Система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.

Использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения.

Благодаря развитию умственных способностей на основе дидактических и развивающих игр, использованию различных методов моделирования дети смогли достигнуть такого результата.

Также нами был сделан вывод о том, что среда, окружающая ребенка играет немаловажную роль в развитии растущего человечка. Разработанная нами программа по формированию, позволила увеличить некоторые показатели знаний детей, а значит, более точно проследить необходимость стимулирования речевой активности дошкольника элементами моделирования.

Заключение

Художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка.

Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома.

Подвести итог данного методического пособия можно словами В. Г. Белинского «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

Аннотация …………………………………….4

Введение……………………………………….5

Для чего нужна мнемотехника……………….7

Как происходит обучение …………………….9

Перечень стихотворений с наглядным моделированием……………………………...12

Анализ эксперимента......................................21

Заключение…………………………………...42

уникальный способ запоминания

Всем моим читателям привет! С вами, как и всегда, Татьяна Сухих и сегодня я предлагаю поговорить о том, какую важную роль играет в развитие дошкольников мнемотехника в детском саду. Удивительная это штука – «человеческая память». Ученые доказали, что развивать ее следует до 25 лет. Причем пик возможностей головного мозга приходится на период от 19 до 20 лет, когда человек получает высшее образование, вступает в ряды тружеников той или иной отрасли. После чего наступает стабильная и размеренная работа мозга.

При этом уже в 4-е года ребенок имеет возможности памяти, как и взрослого человека. Но для ее полноценного функционирования не хватает знаний. Возникает вопрос, почему же среди людей встречаются некие феномены с просто уникальными способностями к запоминанию, тогда, как другие не могут даже воспроизвести номер собственного мобильного телефона? Именно ответ на этот вопрос мы сегодня и попытаемся найти в правильных развивающих упражнениях для малышей.


Яркими примерами в истории, имевшими гениальную способность к запоминанию были Юлий Цезарь и Александр Македонский, знавшие поименно и в лицо около 30 000 всех своих солдат.

Великий Моцарт, услышав единожды в Ватикане многоголосое духовное сочинение «Аллегри», за ночь записал точно такую же,нота в ноту, копию произведения! А вот Фемистокл знал каждого жителя Афин по имени. А их было не менее 20-ти тысяч. Да и современность может похвастаться обладателями уникальной памяти.


Так, например, Ким Пик, прототип главного героя фильма «Человека дождя» имел уникальную память. Он мог запомнить до 98% всей прочитанной информации. Мало того, Ким мог одновременно правым глазом читать правую страницу, а левым – левую в развороте книги. А вот уникальные шахматисты Поль Морфи и Поль Сенс, могли играть сразу несколько партий и хранить у себя в памяти все прошлые и предстоящие ходы каждой.

Простой оператор в Тасмании, работающий в справочной службе, может наизусть воспроизвести более 128 тысяч номеров телефонов и точных адресов абонентов.

А ведь работа над запоминанием строится на простом приеме – это ассоциирование объекта с изображением, эмоциями, звуками и даже запахами или вкусовыми особенностями. Особенно остро все это воспринимают именно дети. Их запоминание срабатывает несознательно, они впитывают все, что где-то когда-то увидели или услышали. А озадаченные родители потом голову себе ломают: «И где это мой малыш мог такого нахвататься? Ведь дома-то у нас все совершенно по-другому». Поэтому такую особенность к восприятию следует повернуть, как говорится в удобную и нужную нам с вами сторону!

Чем раньше – тем лучше

Я, конечно, не хочу сказать, что все вышеперечисленные примеры человеческих возможностей прославились лишь благодаря мнемотехническим упражнениям, но, тем не менее, использование этих простых на первых взгляд ассоциативных карточек с картинками следует начинать использовать по принципу, чем раньше – тем лучше! Тем более, что помимо процесса запоминания, они помогают ребенку:

  • развивать воображение,

  • улучшать внимательность и усидчивость,

  • развивать логическое мышление,

  • для развития речи,

  • воспринимать информацию в простой, интересной и ненавязчивой форме.

И так подведем первый итог, мнемоника – это некое искусство запоминания,технология, которая, кстати говоря, получила свое название благодаря древнегреческой покровительнице памяти Мнемозины, связывающая информацию со зрительными образами. Соответственно мнемотехника подразумевает использование изображений на карточках, в книгах, нарисованных на бумаге или в электронном виде. Даже всем известная азбука с картинками – это явный пример мнемотехники. Вспомните себе в детстве, ведь приведенная книга вызывала интерес только благодаря красочным иллюстрациям. Малыши и сами не понимают, что рассматривая картинки в азбуке, они автоматически запоминают алфавит!

А привычные картинки на детских шкафчиках? Да, да – это ведь тоже мнемотехника, применяемая в стенах детских садов давным давно. Малыш запоминает, что именно на его шкафчике нарисована машинка, кукла, мяч или зайчик и со временем автоматически находит вещи самостоятельно, без помощи взрослых.

Подключать к работе с мнемотехникой следует не только педагогов детских образовательных учреждений, но и родителей. И тогда, возможно, именно ваш ребенок пополнит список обладателей уникальной памяти.

Для того, чтобы положить старт развивающим занятиям, воспользуйтесь готовыми методическими материалами. И я с удовольствием приведу те, которые помогают мне!

Для детей 3-4 лет в младшей дошкольной группе

Начинать занятия следует с самых простых видов картинок в квадрате, так называемых мнеквадратов. Выглядят они, как простые изображения, означающее слово или действие, а также словосочетание, характеристику предмета или событие. Отличными карточками или мнемодорожками являются некие пособие, рассказывающие малышу порядок действие: «мытье рук», «сборы на прогулку», «сервировка стола» и другие.


Таким образом, дошкольник запоминает порядок действий, учится воспринимать пособие в картинках, ассоциирует последующие свои действия с изображениями, даже когда их нет под рукой.


В последствие стоит усложнить задачу малыша и предложить ему составить рассказ из 2-х – 3-х предложений по картинкам. Это поможет не только ассоциировать воспоминания, действия и изображения, но и улучшит речь ребенка.


Из приведенной картинки, например, должно получиться следующее: «Дети пошли зимой на прогулку. Они катались на санках и игрались в снежки. Потом они решили вылепить снеговика. Когда снеговик был готов, ему одели на голову ведро, вместо глаз поставили пуговички, вместо носа морковку. Детям очень понравился снеговик. Они смотрели на него и радовались. Но когда пришла весна, и пошел дождик, снеговик растаял».

Помимо привычных книжных или карточных картинок, можно воспользоваться электронными пособиями. Например, приобрести компакт-диск с мнемодорожками и таблицами от автора-составителя Омельченко Л.В. Этот электронный носитель по познавательно-речевому развитию дошкольников с использованием мнемотехники обязательно пригодится воспитателям детских садов, развивающих учреждений, домашним педагогам и родителям. Есть и аналогичная интернет-версия , для которой потребуется установка программы на ПК. Что удобнее и практичнее решать только вам, мои любимые читатели. Я, например, уверена, что в профессии педагога лучше пользоваться всеми возможными приспособлениями и пособиями!

Для ребят средней возрастной группы в детском саду

Когда ваши воспитанники уже научились пользоваться мнемокартинками, вполне возможно предложить им рисовать увиденное или услышанное вместе с вами. Так развивающий процесс занятия станет еще более интересным. Главное правило — ненавязчивость. Если вы замечаете, что малыш не хочет изображать свои впечатления, лучше обратить к нему с таким предложением позже, но не вызывать негативное отношения заставляя. Вот такие примерно картинки получаются у меня с моими детками!


Здесь изображена зима и все, что связано с этим временем года:

  • 3 зимних месяца – декабрь, январь, февраль;
  • снег и снежинки;
  • солнышко, которое греет совсем мало;
  • дом, где топится печка, потому что на улице очень холодно;
  • животные, которые ищут себе для зимовки пристанище;
  • снег на деревьях без листьев и новогодняя елка;
  • кормушка для птиц, которым нужно помогать зимой, чтобы они не замерзли;
  • зимние развлечения: санки, лыжи, снеговик, которого можно слепить из снега.

Рисование картинок может составляться не только после каких-либо событий. Вы можете предложить дошкольникам нарисовать рассказ, который вы зачитываете или ответы на некоторые вопросы. Вот, например, картинки в соответствии с простым детским зимним стишком:


— Перед нами ёлочка: —

— Шишечки, иголочки. —

— Шарики, фонарики, —

— Зайчики и свечки, —

— Звёзды, человечки. —

Для дошкольников старшей группы

И вот, когда ваши малыши стали совсем большими с ними можно начинать учить стихи и работать по сказкам с мнемотическим картинкам. Выучить стихи согласно образовательной программе для дошкольников и учеников начальной школы поможет пособие автора Драгачевой Е.В. , где собраны произведения русских поэтов Пушкина, Тютчева, Фета, Толстого, Маяковского и других в картинках.

Я же приведу пример готовых пособий, которыми пользуюсь и сама на занятиях. Предлагаю, кстати говоря, моим подписчикам делить своими интересными идеями по мнемотехнике и готовыми карточками!


Пособие, визуально рассказывающее нам какие-то истории, может быть еще и раскраской.

Видов и технологий, визуально отображающих необходимую информацию, которые могут помочь вам на занятиях на самом деле много. Картинки можно наклеить на магниты и устроить настоящее представление с помощью магнитной доски. Или воспользоваться компьютером с проектором. Вы читаете рассказ, иллюстрациипереключаются слайдом показывая малышу то, что необходимо запомнить.

Для доу или домашних занятий можно воспользоваться игрой «День — ночь». Для этого вам понадобится красивое изображение с несколькими предметами или событием. Вы показываете его малышу, а потом произносите: «Наступила ночь!» и ребенок в это время должен закрыть глазки руками. Вы прячете картинку и после предлагаете крохе рассказать, что на ней ему запомнилось.

А вот внимательность хорошо развивают упражнения с отличиями на картинках. Вы, наверное, имеете опыт работы с подобным упражнением. Например, на одной иллюстрации показана девочка с куклой в розовом платье, а другой в зеленом. Предлагая рассмотреть эти изображения вместе или поочередно вам нужно добиться от крохи внимательности и найденного отличия!



В завершении своего рассказа, мне бы хотелось отметить, что существует ряд правила для воспитателей, при соблюдении которых занятия получаются максимально полезными.

  • Знаете ли вы, что занятия по мнемотехнике обязательно должны быть отображены в конспектах или технокартах.
  • Начинают упражнения с мнемоквадратов, затем переходят к мнемоцепочке и уже после — к таблицам.
  • Изображения в обязательном порядке должны быть яркими, четкими, что называется, запоминающимися!
  • Количество квадратиков в одном пособие не должно быть больше 9-ти. Это число является максимальным для восприятия ребенком в дошкольном возрасте.
  • В течение дня лучше не использовать больше двух мнемотаблиц.
  • Если вы решили взять эту методику для вооружения на каждый день, то иллюстрации следует менять.

Надеюсь, что мои карточки и советы обязательно пригодятся вам на занятиях с детками! Не забывайте подписываться на обновления блога и делиться своими методическими наработками. Приводите в нашу теплую компанию своих друзей.

Развивайте малышей с пользой, а я Татьяна Сухих прощаюсь с вами, до новых встреч!

Котова Мария Павловна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: город Михайловск,Ставрольский край
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Использование мнемотехники детей с ОВЗ
Дата публикации: 22.12.2016
Раздел: дошкольное образование

Мой подход к работе с детьми
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и о н и х у с в о и т н а л е т у ” .
К. Д. Ушинский
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту для успешного усвоения программы в школе у детей должно быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, составлять небольшие рассказы. У детей с ОВЗ существуют следующие проблемы: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, отмечаться нарушения формирования ВПФ что мешает эффективной коррекции речи При развитии речи детей с ОВЗ,вполне обоснованно использование творческих методик, технологий. одной из такой методике является мнемотехника. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающее эффективное запоминание, сохранение и воспроизведения информации. В работе с детьми с ОВЗ мнемотехника помогает развивать -зрительную и слуховую память -воображение - ассоциативное мышление. Цель обучения: 1развитие связной речи 2развитие мелкой моторики рук 3преобразование абстрактных символов в образы. Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно- схематические и схематические Мнемотаблицы использую для работы над автоматизацией звуков, обогащение словаря, при заучивании стихотворений,при пересказе сказок.
Перед

занятием

идет

большая

предварительная

работа (педагога

детей):
подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей; обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества; подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты; выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.
Занятие состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы
3 этап.
После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Мнемотехника развивает у детей выдумку, фантазию, умение представить себя на месте другого. Заучивание стихотворений является отличным методом тренировки памяти, поэтому мы используем методы, облегчающие этот процесс. Метод наглядного моделирования является одним из таких методов. В начале мы знакомимся со стихотворением целиком, затем построчно, по смысловым частям. Предлагается подумать и изобразить эти части в рисунках. Наброски могут соответствовать слову, словообразованию, предложению. В свободное время ребенок может проверить себя. 2015 – 2016 год ввела в работу с детьми с ОВЗ мнемотаблицы по обогощению словарного запаса при изучении лексических тем,развитию связной речи. На индивидуальных занятиях подбирала «рисуемое» стихотворение на автоматизацию звуков предложила детям творческий подход заучиванию (дети сами изображали символы которые они ассоциировали с тем или иным словом),затем вместе с детьми воспроизводила повтор стихотворения с опорой на таблицу. интересен тот факт что,2-4 ребенка в группе заучивают стихоторение наизусть,пока таким образом «рисуют» его. С помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов Вызвать у детей желание пересказывать сказки - как на занятии, так и в повседневной жизни. Расширить круг знаний об окружающем мире. Активизировать словарный запас. Появился интерес к заучиванию стихов Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией. Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами..Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций. Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, по нашему мнению, является наиболее актуальным поскольку: – наглядное моделирование облегчает детям с ОВЗ овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речь – приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы
памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации; – дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. . Использование данной технологии в работе с детьми с ОВЗ дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития. Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам -
он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.

Слайд 3

Педагоги от родителей часто слышат такие слова - «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

Слайд 4

МНЕМОТЕХНИКА - система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:

1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.

2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

Слайд 5

1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Слайд 6

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он передвигается, какие издает звуки.

Слайд 7

Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Слайды 8-9

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения. Послушайте его:

«ЁЛОЧКА» Н.Нищева

Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.

Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

- «Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку ). Правильно.

Следующая строчка - «Шишечки иголочки». Рисуем …. И т.д.

Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Слайд 10

Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек.

Предлагаю для образца несколько карточек. Глядя на картинки прошу вас прочитать чистоговорку. Теперь закрываем текст, подгибаем. И дальше предлагаю опираясь только на схему рассказать чистоговорку.

Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому запоминанию?

Слайд 11

Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку.

Слайд 12

На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать! Попробуйте …..

Слайд 13

На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение или пересказать художественный текст, учить составлять описательный рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т.д.

Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Слайд 14

Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

Результаты

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Выводы

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Презентация к мастер-классу

Самообразование воспитателя ДОУ «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»

Актуальность исследования
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.
Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.
Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т.е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).
Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками.
2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.
3. Подготовить консультацию или мастер-класс для педагогов на тему: «Пальчиковый игротренинг», «Уроки Веселого Язычка».
4. Развивать все стороны речи детей: звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, пальчикового игротреннинга, игрового самомассажа, речевых игр и упражнений.
Для реализации поставленных цели и задач использовался комплекс методов:
Теоретический анализ педагогической литературы по данной проблеме; Анализ детских произведений, отбор их для занятий по развитию связной речи.
Этапы Сроки Мероприятия
Подготовительный Сентябрь Размещение информации на стенде для родителей о развитии речи детей посредством мнемотехники.
Мониторинг детей
Изучение методической литературы по сенсорной культуре:
Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; М.Д. Маханёва «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет»; Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»; Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч».
Разработка перспективного плана работы по сенсорному развитию с детьми младшего возраста на 2016-2017 учебный год.
Разработка плана работы по совместной деятельности
Выбор оборудования для предметно-развивающей среды
Основной В течении года Проведение консультаций для родителей
Применение и использование инновационных форм работы
Подбор и своевременное оснащение предметно-развивающей среды оборудованием и дидактическими играми.
Разработка конспектов занятий
Организация детей в совместной и самостоятельной деятельности
Заключительный Май Проведение открытого занятия «Мнемотехника».

Проведение мониторинга по развитию речи.
Фото – отчёт для родителей «Вот и стали мы на год взрослее, и много чего мы умеем»
Проведение итогового собрания для родителей.
Перспективный план
Раздел плана Форма работы Практические выходы
СЕНТЯБРЬ
Работа с детьми Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.
Проведение НОД и режимных моментов. Выявление у детей уровней развития речи. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук.
Работа с родителями Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении.
Самореализация Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе «Детство», «Примерная основная общеобразовательная программа «Детство» Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»
ОКТЯБРЬ
Работа с детьми Проведение гимнастики для мимических мышц лица, игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук». Развитие мимических мышц и подготовка артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха и внимания.
Работа с родителями Составление папок-передвижек и консультаций. «Возрастные психологические особенности дошкольников 4-5 лет», «Уровень развития речи 4-5 лет» Пропаганда знаний по развитию речи
Самореализация Изучение методического комплекта программы «Детство» Образовательная область «Коммуникация» О. В. Сомкова. Изучение проекта «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Изучить для всех возрастных групп задачи, условия, методику обучения по развитию речи.
НОЯБРЬ
Работа с детьми

Проведение кинезиологических упражнений, комплекса артикуляционной гимнастики. Проведение игр по развитию речи «Кто это? », «Как об этом сказать? », «Произносим слова», «Какое слово потерялось? » Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову.
Работа с родителями
Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок» Обучение родителей артикуляционным упражнениям в домашних условиях.
Самореализация
Работа с методической литературой по проведению артикуляционной гимнастики. Изучение игрового пособия А. И. Макскова, Г. А. Тумакова «Учите, играя» Приобретение навыка и умения проведения артикуляционной гимнастики.
ДЕКАБРЬ
Работа с детьми.
Проведение НОД, артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, речевых дидактических игр «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!»; проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен. Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания
Работа с родителями
Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.
Самореализация.
Изучение методики О. С. Ушаковой Повышение профессионализма по развитию речи, через театрализованные игры
ЯНВАРЬ
Работа с детьми.
Проведение проблемной ситуации по составлению описательного рассказа «Путешествие в страну Загадок». Проведение артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, игр: «Подумай и скажи», «Кто летит в самолёте», «Слышишь ли ты звук». Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания
Работа с родителями
Родительское собрание «Развитие речи детей среднего возраста» Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи. Вопрос о продолжении работы.
Самореализация
Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация». Сбор и обработка данных.
ФЕВРАЛЬ
Работа с детьми Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества». «8 Марта».. Разучивание стихотворений, песен. Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь» Отработка у детей четкой дикции и интонаций. Воспитание эмоциональной отзывчивости
Работа с родителями.
Письменные рекомендации для родителей дошкольников, посещающих среднюю группу детского сада.
Самореализация
Изучение дидактического пособия Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.
МАРТ
Работа с детьми Проведение НОД, театрализованных игр «Козлятки и волк», развивающих игр на внимание «Кто где живёт», памяти «Опиши предмет», развитие речи по лексике «Шаги», по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?». Проведение проблемной ситуации повествовательного характера «Игрушки», «Рассказы для Степашки» Обучать детей грамотно строить предложения, формировать умения соотносить слово с выразительными движениями, развивать внимание, память, активный словарь и звукопроизношение. Учить детей составлять схему повествовательного высказывания.
Работа с родителями Практикум «Речь и весёлый мяч»
Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме.
Самореализация
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых.
АПРЕЛЬ
Работа с детьми Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи. Формирование правильного звукопроизношения
Работа с родителями
Конкурс с родителями «Книга любимых сказок своими руками» Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка книг»
Самореализация
Семинар-практикум для педагогов «Работаем по программе «Детство» образовательная область «Коммуникация» в соответствии с ФГОС. Распространение педагогического опыта работы по развитию речи.
МАЙ
Работа с детьми Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.
Проведение различных игр на закрепление пройденного материала. Эффективность результатов работы. Подведение итогов, оценка и самооценка детей.
Работа с родителями
Анкетирование родителей Сбор информации о семейном воспитании детей.
Самореализация
Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Подготовка и оформление документации. Отчёт о проделанной работе. Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
№ Тема занятия Цель Методическая литература
СЕНТЯБРЬ
1 «Звучащее слово» Познакомить со звучащим словом; дать представление о многообразии слов; познакомить с термином «слово». Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 18
2 «Многообразие слов» Продолжать знакомить с многообразием слов; подвести к тому, что слова могут обозначать не только предметы, но и их действия, качественные признаки. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр.19
3 «Звучащее слово. Звук» Продолжать знакомить со звучащим словом; познакомить со звуками окружающего мира, с понятием «звук»; продолжать знакомить с многообразием слов. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 21
4 Рассказывание сказки «Рукавичка» Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности; называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошколь ного возраста», стр. 7
ОКТЯБРЬ
5 «Звук» Продолжать знакомить со звуками окружающего мира; закрепить понятия «слово», «звук». Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 22
6 «Слова – друзья» Учить сравнивать слова по звучанию: дать представление о том, что слова звучат по – разному и похоже; учить подбирать слова – друзья к заданным словам. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 23
7 «Слова – друзья»
(продолжение) Продолжать учить детей подбирать слова – друзья к заданным словам; закрепить понятие о разных звуках. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 25
8 «Осень на пороге» Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности; называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Нищева Н.В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам», стр.4
НОЯБРЬ
9 «Короткие и длинные слова» Познакомить с протяженностью слов и делением их на части; закрепить представление о словах, словах – друзьях. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 26
10 «Короткие и длинные слова» (продолжение) Продолжать знакомить с протяженностью слов и делением их на части; учить сравнивать короткие и длинные слова; учить самостоятельно находить сходные и разные по звучанию слова. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 27
11 «Каждое слово состоит из звуков» Показать, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные; учить узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 29
12 Составление рассказа «Осень»
Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; развивать словарный запас - называть отличительные признаки осени и диких животных (заяц, волк), используя мнемотехническую таблицу; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ об осени. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошколь ного возраста», стр. 16
ДЕКАБРЬ
13 «Такие разные звуки» Продолжать учить детей узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого; знакомить со звуками [а], [о], [у], [и]; узнавать эти звуки по положению губ. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 30
14 «Гласные звуки» Учить узнавать звуки [а], [о], [у], [и] в словах; познакомить со звуками [ы], [э]. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 31
15 «Гласные Я, Ё, Ю, Е» Учить дифференцировать звуки [и] - [ы]; познакомить с йотированными гласными: я, ё, ю, е. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 33
16 Составление рассказа «О зиме»
Учить детей составлять короткие описательные рассказы о времени года (зима) с использованием наглядных пособий; развивать словарный запас - подбирать слова, обознача¬ющие действие (глаголы); закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошколь ного возраста», стр. 12
ЯНВАРЬ
17 «Звук [С] – свистит» Познакомить со звуком [с]; учить выделять звук [с] в произношении. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 34
18 «Звуки [С] – [С] Продолжать учить выделять звук [с] в произношении; учить различать на слух в словах твёрдый [с] и мягкий [с] звуки; закреплять знания о делении слов на части. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 36
19 «Звук [З] – звенит» Продолжать учить узнавать звук [с] в словах; познакомить со звуком [з]. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 39
20 «Муравей и голубка» Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности; называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Нищева Н.В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам», стр. 8
ФЕВРАЛЬ
21 «Звуки [З] и [З]» Учить различать на слух твёрдый [з] и мягкий [з] звуки; продолжать учить выделять звуки [з] и [з] в произношении; учить называть слова с заданным звуком. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 41
22 «Эти разные, но такие похожие звуки [З] и [С]» Продолжать учить выделять звук [з] в произношении; учить дифференцировать звуки [з] и [с]. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 43
23 «Звук [Ц]» Продолжать учить дифференцировать в словах звуки [з] и [с]; познакомить со звуком [ц]; закреплять знания о протяжённости слов и делении их на части. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 45
24 Составление рассказа по картине
«Лиса с лисятами»
Упражнять детей в умении составлять небольшой связный рассказ по сюжетной картинке; развивать словарный запас - называть отличительные признаки дикого животного, учить подбирать определение к словам «лиса», «лисенок», «зайки»; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ по сюжетной картинке; продолжать развивать психические процессы: память, вни¬мание, наглядно-действенное мышление; формировать умение соотносить знаковые символы с об¬разами; учить детей обдумывать разные варианты решения про¬блемных ситуаций. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошколь ного возраста», стр. 20
МАРТ
25 «Цыплёнок Цып» Продолжать знакомить со звуком [ц]; учить выделять звук [ц] в произношении; учить дифференцировать звуки [ц] и [с] в словах. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 47
26 «Звук [Ш]» Познакомить со звуком [ш]; учить выделять звук [ш] в произношении. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 49
27 «Этот жужжащий звук [Ж]» Закрепить умение выделять звук [ш] в словах; познакомить со звуком [ж]; закреплять знания о протяжённости слов и делении их на части. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 52
28 Составление рассказа «Весна идет»
Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»; совершенствовать грамматический строй речи (образова¬ние существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилага¬тельными); упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; формировать понятия причинно-следственных связей и за¬кономерностей в явлениях природы. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошколь ного возраста», стр. 26
АПРЕЛЬ
29 «Звуки [Ш] и [Ж]» Закрепить умение выделять слова со звуком [ж]; учить дифференцировать в словах звуки [ш] и [ж]. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 56
30 «Свистящий и шипящий звуки» Учить дифференцировать звуки [с] и [ш]; закреплять знания о протяженности слов, делении их на части. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 57
31 «Звенящий и жужжащий звуки» Учить дифференцировать звуки [з] и [ж]; продолжать учить делить слова на части, определяя количество частей. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 59
32 «Галка и кувшин» Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности; называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Нищева Н.В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам», стр. 10
МАЙ
33 «Этот чудо – звук» Познакомить со звуком [ч]; учить выделять звук [ч] в словах. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 60
34 «Звук [Щ]» Закрепить умение выделять в словах звук [ч]; познакомить со звуком [щ]. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 63
35 «Звуки [Ч] и [Щ]» Закрепить умение выделять звук [щ] в произношении; учить придумывать слова на заданный звук; учить дифференцировать звуки [ч] и [щ]; закрепить деление слов на части. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 65
36 «Утренние лучи» Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности; называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Нищева Н.В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам», стр. 20