Гипноз положительные изменения. Гипноз и позитивные установки – будьте внимательны

  1. Существование гипноза
  2. Феномен мессинга
  3. Влияние на физическое состояние организма
  4. Что такое негативная галлюцинация
  5. Через какие каналы действует гипноз
  6. Может ли обычный человек загипнотизировать другого
  7. Смерть от гипноза
  8. Как сопротеляться гипнозу
  9. Когда наступает транс
  10. Что такое гипноз автострады
  11. Как человек под гипнозом вспоминает прошлые жизни
  12. Восприятие иной реальности
  13. Как видить невидимое
  14. Как обжечь внушением
  15. Как влиять на организм
  16. Как изменить сексуальность
  17. Особенности общения в трансе
  18. Как научиться гипнозу
  19. Как работают гипнотизеры в ТВ
  20. Как внушить человеку что он под LSD
  21. Можно ли причинить себе вред самогипнозом
  22. Пример массового гипноза
  23. Какие удивительные вещи можно делать при помощи гипноза
  24. Как работает цыганский гипноз
  25. Как найти гипнотизера
  26. Постгипнотические внушение
  27. Ссылки

Сразу предупреждаю — пост огромен.

Гипноз вообще существует?

Сложный вопрос. Уже два с четвертью века есть такой культурный феномен, об определенных практиках мы говорим «гипноз». С другой стороны, например, чисто биологически этому понятию до сих пор нельзя дать точного определения. Я лично считаю, что слово пока себя оправдывает, хотя, конечно, можно построить картину мира, в которой нет никакого гипноза. Так что как вам угодно - если предположить, что есть - появятся заманчивые возможности для психотерапии, познания глубин души, объяснения странных феноменов. Если же предположить что нет - тоже жить можно, более того, тогда многие старые концепты типа сознания или воли останутся незыблемы.

Чем объяснить феномен Мессинга?

Литературным даром людей, про него писавших. Действительно, Мессинг был гипнотизёром, и знал довольно тонкие особенности функционирования человеческого организма и психики. Действительно, на основании этих знаний и умений он демонстрировал замечательные шоу, в которых неподготовленному зрителю это казалось почти чудесами. Однако, документальных подтверждений каких–то его сверхспособностей нет, есть лишь литературные вымыслы про Гитлера, Сталина и банк. Реальность куда прозаичнее, хотя он и был очень талантлив.

Как гипноза изменяет физическое состояние организма?

Гипноз не даёт каких–то сверхспособностей, но некоторые эстрадные трюки выглядят волшебством. Например, в «каменных мышцах» нет ничего особенного - просто в обыденной жизни мы не сталкиваемся с полным напряжением большинства мышц тела, а в гипнозе этого добиться просто. То же самое с хождением по углям, например - начинается активное потоотделение, отключается болевая и температурная чувствительность - человек идёт по раскаленным углям. На сегодняшний день нет достоверных свидетельств того, что гипноз даёт людям делать что–то невозможное.

Насчет внушения идей всё тоже не очень просто - в конечном итоге, внушить–то ничего нельзя, если человек сам того не захочет. Всё решает желание субъекта, в конечном итоге.

Относительно того, как гипноз дествует на обменные процессы в теле есть пара гипотез, но они не слишком надёжны, и скорее служат для успокоения души исследователей..

Что такое «негативная галлюцинация»?

Существует история гипнотизёре, который в компании друзей загипнотизировал одного из них, причём убедил того, что для него станет невидимой девочка, которая там присутствовала. Так вот, мало того, что тот не видел девочку, так он ещё и спокойно говорил что за предмет в руках у другого человека, который прятал его за спину девочки.

Это и есть «негативная галлюцинация» - феномен нередкий и хорошо изученный. Подобно тому, как в точке слепого пятна мозг достраивает воспринимаемое изображение, человек в глубоком трансе может как будто бы не видеть кого–то или что–то. Но при этом он будет обходить «невидимый предмет», например, что говорит о том, что на самом деле он его воспринимает. Кстати, пример галлюцинаций - это один из наиболее сильных аргументов против понимания глаз как видеокамер - оказывается, что воспринимаемое свободно преображается под воздействием тех или иных идей.

Насчет же видения сквозь предметы - нет такого. Однажды, в конце первой четверти XIX века какой–то магнетизёр хотел доказать Академии наук Франции, что его сомнамбула может читать книгу внутри коробки. Ответ был незамедлительным - магнетизм признали лженаукой, и реабилитирова он был только через двадцать лет по другую сторону Ла Манша, доктором Джеймсом Брейдом.

Через какие каналы действует гипноз? И какое минимальное воздействие достаточно для гипноза, например взгляд, или обязательно слова? А если слова, то действует ли аудиозапись?

Гипноз - это естественный психический феномен, и собственно вызвать его воздействием извне нельзя. Это мало кто понимает - обычно думают, что какие–то действия способны вызвать это состояние. Так думают в основном те, кто подходит к гипнозу как к физиологическому феномену, однако проблема в том, что на уровне физиологии гипноз неуловим, и никакого прогресса в ближайшие десятилетия в этой проблеме не будет, хотя исследователи рады себя обманывать недостоверными объяснениями вроде «сторожевых пунктов» и частичного торможения. Я полагаю, что можно лишь несколько ускорить или замедлить естественный процесс наступления гипноза, но не более того.

Действует ли аудиозапись? Да, в определенном смысле действует. Но в записи не могут быть учтены нюансы конкретного процесса, и из–за этого записи работают куда хуже, чем реальный человек.

Можно ли делать пассы или смотреть дурным взглядом или крутить маятником перед субъектом? Можно, но к природе гипноза это отношения не имеет. С тем же успехом можно надеть на руку плюшевого медведя или разыграть шахматную партию Каспарова–Карпова - природа у гипноза скорее ближе к языковой.

Может ли обычный человек научиться гипнозу по книгам и загипнотизировать другого?

Да. 98% взрослого населения подвержены гипнозу. Не имеет смысла пробовать с детьми до 3 лет, шизофрениками, параноиками и аутистами, у них другие фильтры и субмодальности. На всех остальных работает.

Реальны ли внушения приводящие к негативу? Суициду, причинению вреда.

В общем и целом ответ - да. Нельзя внушить того, что человек сам по себе никогда бы не сделал. Например, есть общества, где не бывает убийств, их нет как культурного феномена - там внушить убийство невозможно. А с людьми нашей культуры были эксперименты, в ходе которых загипнотизированному субъекту давали револьвер, предусмотрительно заряженный холостыми и внушали стрелять в гипнотизёра - многие выпускали весь барабан. Есть феномен внушенной смерти - когда человек меньше чем за сутки умирает от сделанного внушения - это научно описанный факт.

Можно ли загипнотизировать человека если он при этом внутренне сопротивляется?

Проблема в том, что состояние гипноза наступает само собой, примерно раз в 90 минут, оно естественно. Толком неясно, зачем именно оно организму нужно - то ли для отдыха, то ли для какого–то переструктурирования информации, то ли для борьбы со стрессом - есть разные версии. В связи с этим вопрос: «можно ли меня загипнотизировать?» сводится к «когда я войду в гипноз, сейчас или немного погодя?». Опытный гипнотизёр не будет торопить события, он просто подождёт. Но, в принципе, есть техники работы с «сопротивлением», которые лично мне не кажутся предпочтительными, потому что человек понимает, что его околпачили.

В психотерапии всё просто - если вы хотите что–то изменить, то вам приходится идти на компромисс с гипнотизёром. Ну вот представьте - оторвало вам палец циркулярной пилой, а никаких обезболивающих нет рядом. И тут гипнотизёр говорит: «а давайте я вам при помощи гипноза сделаю анестезию?» Можно его на хуй послать, конечно, но согласиться сотрудничать выгоднее. С психологическими проблемами не менее остро, чем с оторванным пальцем бывает - просто это неочевидно для многих. Гипноз это прежде всего терапевтическое средство.

Если вы пришли на сеанс, то никто не будет вам говорить с порога «закройте ваши глаза» и т.д. - перед трансом идёт долгая подготовительная работа, едва ли не более важная чем сам транс. Отчасти проблемы с сопротивлением решаются на этом этапе, но если это невозможно, то и терапия не нужна. Значит, клиента устраивает, что у него палец оторван - ну и пусть идёт с миром.

Почему раз в 90 минут? И чем же это состояние отличается? Какие признаки, ограничения? Как долго длится? Можно ли усилием воли это состояние предотвратить?

Жестко это состояние сложно определить - оно существенно различается у разных людей, да и у одного человека в разное время. Однако, есть ряд признаков, которыми можно руководствоваться. Классические признаки гипнотического состояния свидетельствуют прежде всего о состоянии релаксации, которую обычно стараются вызвать в начале гипноза: тоническая неподвижность, разглаживание лицевых мышц, опущенные веки, замедление дыхания, психомоторная заторможенность, замедление рефлексов (мигательного, глотательного и т. д.), мышечные подергивания, легчайшие движения головы, кажущееся отсутствие инициативы… Это в том числе те состояния, когда наш взгляд останавливается, и мы смотрим в одну точку, а думаем совсем о другом. Это провалы в памяти, когда мы забываем только что сказанное или сделанное, или не можем найти вещь перед самым своим носом.
Появление так называемых специфических феноменов, таких, как каталепсия или способность контролировать боль, скорее впечатляюще, но никоим образом не специфично.

Типичная гипнотическая реакция - это реакция, которая возникает неожиданно, в основном в ответ на сообщение оператора, и рассматривается пациентом как непроизвольная. В этом кроется существенный нюанс - гипноз ставит под вопрос многие концепции из других областей знания, в том числе и волю, например. Оказывается, что человек неволен входить в транс, за это отвечает та часть его души, которая к воле не имеет отношения.

Особенностью транса является его незаметность. То есть если специально не хотеть его заметить, то в большинстве случаев он неуловим. Сознание человека вообще всё соткано и обрывков и лоскутков опыта, и склеивает их транс и подобные ему состояния.

Тут же стоит оговориться, что транс - это не состояние медитации, равно как и не состояние, возникающее после приёма психоактивных веществ.

Что такое гипноз автострады?

Это вообще распространенная штука, когда едешь на автомобиле - смотришь на эти полоски–полоски–полоски на сером - и улетаешь… Бороться с этим невозможно (разве что вы станете шизофреником - у них нет транса), зато можно использовать.

Транс открывает широкие возможности для преображения жизни - ими стоит пользоваться, а не пытаться отказаться. Именно в эти моменты вы искренни и в ладах с собой, чувствуется всё как оно есть на самом деле. В то же время, в трансе проявляется и негативный опыт: например, те кто был на войне знают, что страшные моменты иногда неожиданно встают перед глазами, это жуткое ощущение, хотя вокруг всё нормально. Ну, как пример. С этим можно работать, это можно изменять, причем как с психотерапевтом, так и в самогипнозе, до определенной степени. Чего–то сам человек принципиально не может разрешить, но в основном всё в ваших силах.

Как человек под гипнозом начинает говорить на неизвестном ему, или вообще древнем языке?

Никакой реальной регрессии в состоянии гипноза не происходит - ни к младенческим рефлексам, ни к прошлым жизням - это многократно доказанный факт. За эти переживания принимаются вполне реалистичные галлюцинации, которые выявляются путем детального сравнения с реальными рефлексами, например. Про языки - тоже типичный пример - мы за жизнь слышим несколько десятков языков, и под гипнозом от вас лично, например, реально услышать и латынь и арамейский (Страсти Христовы смотрели? Во–от) и средне–эламский, не говоря уже о языках попривычнее, типа немецкого или французского. Но это не более чем воспроизведение уже когда–то слышанного: человеческая память действительно огромна, и в гипнозе становятся доступны даже очень давние и малозначимые воспоминания.

Насчет этих примеров серьёзный специалист гадать не будет - уже чуть больше чем двести лет по обоим направлениям велись эксперименты, и ни одного, в котором было показано что–то радикальное отличное от сказанного выше - нет.

Но есть куда более сложный вопрос - почему у людей возникают сильно похожие образы, когда нет вероятности, что они были знакомы с первоисточником. Например - крестьянин в Альпах в бреду видит, как солнце размахивает фаллосом - и очень похожие описания мы находим в арабских рукописях 14 века. Явно крестьянин их не читал. Но и тут нет мистики - как минимум две школы - К.Г. Юнга и К. Леви–Стросса показали, как это возможно без всяких паранормальных феноменов, что все эти феномены имеют жесткую материалистическую детерминацию в конечном итоге.

Есть ли достоверные случаи гипноза, заставляющие человека воспринимать иной объективно существующий срез реальности?

Ну разве что вы под этим подразумеваете логику бессознательного. По большому счету, эти вещи всегда нас сопровождают, но заметны только в гипнозе и сходных состояниях. Ну, например, бессознаетльное не ведает слова «нет», или в нём одновременно уживаются радикально противоположные вещи. Есть эффекты в восприятии, памяти, возможностях тела, но ничего сверхъестественного. Никаких прошлых жизней, никаких божественных откровений.

Можно ли, к примеру, заставить человека под гипнозом «видеть» ту часть электромагнитного спектра, которая недоступна нам в обычном состоянии (радиация, радиоизлучение и т.д.)?

А, это - нет, нельзя. Максимум что можно - иногда воспринимать очень слабые раздражители, например пальцами рук водя над строками текста чувствовать разницу в поглощении тепла материалом и так читать буквы. Можно тонко диагностировать патологические процессы в организме на ранних стадиях - опять же из–за повышенной чувствительности.

Как же тогда работает механизм образования гипнотических ожогов?

Вызывается галлюцинация, в которой человеку кажется, что его жгут, например, паяльником. Мозг воспринимает это за правду, просто всилу того, что наше обыденное восприятие - это галлюцинация, приближенная к реальности. Соответственно, начинается защитная реакция, полностью аналогичная той, что сопровождает реальный ожог, в том числе запускаются процессы апоптоза, разрушения соединительнотканных структур, выделение влаги, первичный иммунный ответ - получается ожог, иногда довольно сильный.

Если с точки зрения нейрофизиологии, то галлюцинация на вторичной зрительной коре вызывает реакцию лимбической системы, которая влечет реакцию гипотоламо–гипофизарной системы, которая уже действует на иммунную, эндокринную, соединительнотканную и автономную нервную системы. На деле процесс не линейный, а с петлями обратной связи, поэтому для хорошего ожога нужно поддерживать галлюцинаторное восприятие разрушения тканей.

А всеми ли низкоуровневыми системами можно управлять? Например эндокринной, чтобы вырабатывать лошадиные дозы дофамина?

Управлять можно и иммунной и эндокринной системами - они тесно связаны с нервной, но пределов никто толком не знает. Видимо можно и соединительнотканной, если рассматривать как отдельную систему. Вроде бы именно эти механизмы позволяют сдерживать рост опухолей или даже обращать его вспять. У нас недавно монография вышла «Психогенный фактор канцерогенеза», где как раз описывается эффективность применения гипноза как вспомогательного средства при лечении ряда злокачественных опухолей.

Сложно найти область терапии, где бы не было положительных результатов с использованием гипноза. Чего стоит только контроль боли - без всяких лекарств, причем работает даже тогда, когда самые мощные анестетики недостаточно эффективны, даже в случаях фантомных болей. Хотя, конечно, обычно гипноз это только вспомогательное средство.

С использованием гипноза для операций есть ряд сложностей: пациент представляет себе поверхность кожи, или, скажем, собственное анальное отверстие, но вот представить какой–нибудь надпочечник или гиппокамп может обычно лишь умозрительно. Важный фактор успешности терапевтической галлюцинации - её реалистичность в смысле схемы тела и представления пациента об окружающем мире. Это тоже можно преодолеть, но нужны исследования, а энтузиастов можно по пальцам пересчитать.

У этого есть ряд причин - и дурная репутация гипноза после Кашпировского и всяких случаев «кодирования» пьяниц, и кажущаяся сложность подхода. Действительно, психиатру проще прописать таблетки, нежели думать над конкретным случаем, строить сложное взаимодействие с пациентом… Так же и терапевт - ему не охота учить пациента самогипнозу - можно ведь прописать уколы, и получить за это бонус от фармпроизводителя.

А можно ли с помощью гипноза изменить тело и улучшить сексуальность?

Можно, но в определенных пределах. Грудь девушкам можно увеличить в среднем на размер примерно за полгода, но не больше того. Насчет мышц - не надо думать, что делать каждый день воображаемые упражнения в гипнозе - легче чем ходить в спортзал. Член увеличить нельзя - за это отвечает группа процессов, которые включаются всего несколько раз в жизни, и последний раз - в подростковом возрасте.

А есть ли в трансе у людей есть способность к общению между собой?

Конечно есть. Но общение это специфическое - в трансе действует другая логика, в том числе запросто сосуществуют несовместимые мысли, несущественное приобретает порой большое значение, а значимое представляется пустячным. В трансе тяжело врать - парадоксальным образом вруны в трансе часто сами себя выдают, не замечая того. Хорошо характеризует трансовую коммуникацию поговорка «что на уме, то и на языке» - постоянно ощущение, что ты что–то такое неуместное брякнул, и никак не можешь это контролировать. В трансе особую роль играют метафорические образы - куда большую, чем в повседневном общении, посему то, что говорится, часто следует воспринимать не буквально, а в переносном значении. Ну и другие есть особенности.

А как научиться гипнозу?

Если же вы хотите освоить гипноз профессионально, то для начала нужно получить соответствующее базовое образование - например, выучиться на психолога, психиатра, стоматолога или акушера, ибо гипноз - это метод, но не парадигма. Потом следует определиться с тем, какой стиль работы вам подходит - директивный, индирективный, а может быть это будет работа с метафорами и сказками, или, к примеру, гипноанализ. Когда направление выбрано, вы в сотрудничестве с коллегами начинаете практиковать - поначалу в качестве тренировки, однако через год–два у вас большинство случаев не будут вызывать сложности. В этот момент можно сказать, что вы стали специалистом по гипнозу в рамках своей профессии - например, психотерапии или анестезиологии.

И, да, залог успеха - это практика, практика и практика

Каким образом работают гипнотизеры в телевизоре? они ведь не проводят никакую «настройку» на пациента, руку на голову положили - «СПА–А–АТЬ!» и всё - человек превращается в овощ.

На протяжении всей истории гипноза были люди, которые делают его на публике для развлечения. Впрочем, серьёзные практики такого себе никогда не позволяют. Для этих демонстраций либо выбираются люди из зала, специфически себя ведущие - они готовы быть «загипнотизированы», либо попросту берутся специально обученные сомнамбулы - профессиональные пациенты.

Выглядит очень эффектно - человек жрёт грязную картошку, думая что это манго, или боится брючного ремня, потому что ему внушили, что это питон. Но это только фокусы - они бесполезны.

А можно загипнотизировать человека так, чтобы ему казалось, что он под ЛСД?

Эффект не будет в точности таким же, хотя казаться будет в какой–то мере реалистично. Можно и галлюцинации, и ощущение невыразимого смысла - но не так сильно и ярко, как под химией. И, конечно, для получения этих эффектов практика нужна - так просто человек с улицы не сможет вдруг видеть летающие вокруг цветные треугольнички - нужно несколько сеансов, чтобы освоиться в мире гипнотического транса, прежде чем можно говорить о получении такого рода эффектов. И если, вколов галлюциноген, нужно только подождать, пока наступит эффект, то в гипнозе нужно проделать тяжелую работу чтобы что–то получилось - да, галлюцинации возникают, но чтобы они возникли, нужно соблюдать очень хрупкие условия.

Собственно, Станислав Гроф в своё время придумал холотропные техники именно для замещения LSD–25 в психотерапии. Хотя они и не очень похожи на гипноз, но всё же.

А что насчет излечения рака самовнушением и прочих «чудах»? Такое действительно есть, или это все истории для газет?

Если гипноз применяется в дополнение к современным схемам лечения, то в ряде случаев онкологических заболеваний есть прирост в несколько процентов к выживаемости пациентов.

Ну, например, по меланоме, из недавнего отечественного исследования: через год после начала иммунокоррекции (цитокинотерапия, экстракорпоральная иммунотерапия) у больных на разных стадиях процесса, преимущественно на III–IV, к которым применялась гипнотерапия, выживаемость составила 0,8, через два года 0,7, дальше плавно снижалась до 0,6 через пять лет. В то же время у контрольной группы в момент начала гипнотерапии у экспериментальной группы (то есть через год после начала иммунотерапии) выживаемость была также примерно 0,8, но уже через полтора года после начала иммунотерапии выживаемость упала меньше 0,5. Как видно, есть некоторая статистическая разница.

Что же касается случая исцеления всецело самовнушением - есть несколько документированных случаев, действительно такое бывает, но чрезвычайно редко . По большей части все такие случаи оказываются мистификацией - либо это просто ложь, либо ошибки в диагностике, либо искажение фактов.

А есть ли какая–то опасность в самогипнозе? Можно причинить себе неприятности?

Психотикам, например, не стоит пробовать самогипнозом заниматься - может манифестировать болезнь от этого. Таких людей мало - процент–два от популяции.

А всем остальным особо опасности нет, за тем исключением, что можно вспомнить много всякой неприятной правды о своей жизни, понять про некоторых людей окружающих, что они не такие, как казались, - короче, испугаться можно самого себя, настоящего.

Помимо того, есть риск, что те цели, которые себе человек в самогипнозе ставит, будут иметь плохие последствия для его жизни, и жизни окружающих - поэтому надо взвешенно судить о том, чего ты хочешь достичь.

Кроме того, есть опасность в случае соматических заболеваний - нельзя, например, делать себе обезболивание в самогипнозе при острой боли в брюшной полости - можно прошляпить аппендицит или что–то еще худшее.

У обычного человека с невротическим типом душевного устройства есть устоявшиеся отношения между означаемыми и означающими. То есть, например, вы думаете про кусок сахару, и говорите «сахар», «белый», «кубик», «кусочек», где ваш воображаемый сахар, его значение - это означаемое, а слова - означающие. Когда я вам скажу «кусок сахара», у вас в воображении возникнет кусок сахара, это основа языка и коммуникации.

Со сновидением примерно то же самое, но чуть сложнее - все его содержания искажены и метафоричны, но суть такая же - по тому, что вам приснилось, всегда можно определить, о чем был сон. Приведу пример. Как–то раз мне снилось, что мне лет семь, и мы с моей бабушкой бежим в поликлинику с банкой мочи, и на пути нам встречаются какие–то сложности. Это сон. На следующее утро мне нужно было сдавать экзамен по математическому анализу - это явь. Сон говорит в метафорической форме о сложностях, связанных со «сдачей анализа».

А у психотика эти привычные нам отношения нарушены. При слове «кусок сахара» у него возникают, например, галлюцинации кусочков сахара - вместо того, чтобы появиться в воображении, они приобретают характер реальности. Или, например, для психотиков вдруг начинают иметь смысл бессмысленные сами по себе вещи: «Машина красная, потому что она принадлежит КГБ, которое за мной охотиться» - это называется бред. У психотиков всё довольно сильно перепутано, поэтому и сны другие - они сами о них говорят, что они очень похожи на реальность. Ещё бы, если их реальность наполнена галлюцинациями и бредом!

С неологизмами похожая история - у психотиков разрушается привычная связь между означаемыми и означающими, и речь наполняется означающими с характером неологизмов. Их отличие от всех прочих означающих в том, что они отсылают не просто к означаемому значению, но к чему–то ещё, к ядру психоза, если угодно.

Есть ли случаи массового гипноза? Внушать, например, людям, что они сильные, способные, талантливые, здоровые и т.п.?

Его и используют, только в немного иных целях - вписать человека в общество потребления, например. Никому в современном мире на самом деле не нужны свободные и счастливые люди, нужны неудовлетворенные собой и повязанные различными социальными отношениями.

А какие вот самые–самые удивительные вещи можно делать с помощью гипноза?

Самое удивительное - то, без чего мы не можем существовать. Видимо, без естественных состояний транса существование человека очень затруднительно, если вообще возможно, посему то, что они вообще есть, и нами почти не замечаются - и есть чудо.

А если говорить о трюках, то это гипнотическая анестезия, массированные амнезии и искажения воспоминаний, случаи восстановления расщепленных личностей. Пожалуй, это самые эффектные фокусы с помощью гипноза

А как работает цыганский гипноз?

Суть в том, что человек «поплыл» ещё до того, как она к нему подошла. Транс на протяжении дня много раз возникает - это можно запросто заметить со стороны, если знать, на что обращать внимание. Насчет введения в транс за секунды - тут тоже нет ничего удивительного. Транс ведь феномен психологический в первую очередь, и только потом - физиологический. Поэтому можно обойтись без сенсорных перегрузок, например. В жизни этому полно примеров - когда что–то р–раз! и захватывает ваше внимание целиком и полностью. Ну, например, рядом проходит красивая девушка с высокой грудью, и у неё расстёгнута лишняя пуговка - вот и мгновенный транс

А сколько стоит поэкспериментировать в гипнозе с человеком, который не навредит и будет достаточно профессионален, что помочь оценить опыт?

Может и нисколько не стоить - вопрос в том, где вы найдёте профессионала, который согласиться практиковать с вами ради того, чтобы попробовать новый опыт. Дело тут такое - гипноз - это вид лечения. Довольно странно было бы прийти, например, к ЛОРу и сказать: «доктор, посветите мне в ухо фонариком - хочу оценить опыт» - здесь мы имеем дело с чем–то подобным.

А что вам мешает попробовать начать с самогипноза? Вот хороший самоучитель - вдруг вам это покажется интересным

А что можно сказать про постгипнотическиме внушения?

Суть их в том, что у человека в определенный момент наступает трансовое состояние, он выполняет внушение и возвращается в обыденное состояние. По большому счету они - один из самых показательных гипнотических феноменов, так как для человека, который их выполняет, никакого иного рационального объяснения его действий не находится. К постгипнотическим внушениям относится, кстати, не только то, что человеку в гипнозе внушает терапевт, но и то, что было внушено в стрессовых ситуациях. При этом внушения могут быть очень разной глубины - иногда удаётся даже галлюцинации вызвать постгипнотическим внушением, а иногда внушение просто задаёт ход действий, но жестко его не определяет.

Слово "гипноз" в большинства граждан нашей страны ассоциируется с массовыми сеансами Аллана Чумака и Анатолия Кашпировского, с , а также с киношными злодеями, что заставляли своих жертв совершать преступления и самоубийства. Но действительно ли сила гипноза так огромна, что один гипнотизер способен подчинить себе весь зал? И все ли люди поддаются гипнотическому внушению?

Гипноз в психологии и психотерапии

Вопреки распространенному в народе мнению, большинство владеющих гипнозом людей занимаются не мошенничеством и другой преступной деятельностью, а являются дипломированными специалистами в области психиатрии и используют свои навыки для оказания психологической и медицинской помощи. В медицине гипнотерапия является отдельным направлением, и чаще всего ее методы применяются при лечении психосоматических заболеваний, и для устранения фобий и психологических проблем.

Гипноз считается самым одним из самых эффективных методов борьбы с навязчивыми страхами, детскими психологическими травмами и сексуальными комплексами, так как с его помощью можно не только внушить человеку правильную установку, но и найти причину проблемы. Суть гипноза заключается в том, что гипнотизер (психотерапевт, психиатр) вводит пациента в состояние транса, когда сознание "отключается" и на первый план выходит бессознательное . В состоянии транса многие функции человеческого организма, а также такие функции сознания, как индивидуальный контроль и самосознание, существенно ослабляются, благодаря чему гипнотизер получает прямой доступ к подсознанию и может устранить симптомы и причины психологических проблем и психосоматических заболеваний.

В современной медицине для лечения применяются три вида гипноза, с помощью которых можно воздействовать на те или иные установки человека, корректировать его восприятие и психическое состояние, а также получить доступ к памяти пациента. Эти виды гипноза следующие:


Именно эти три вида гипноза наиболее часто используются в психотерапевтической практике, и эффективность гипнотерапии напрямую зависит от профессионализма психотерапевта-гипнотезера и от индивидуальных особенностей психики пациента. Также большую роль играет доверие пациента к гипнотизеру , поэтому людям, желающим избавиться от каких-либо психологических проблем или с помощью гипноза, рекомендуется обращаться только к тем специалистам, что не вызывают никакой антипатии.

Правда и мифы о гипнозе

Несмотря на то, что гипноз является официально признанной медицинской практикой, вокруг него все еще существует много мифов и заблуждений. Некоторые люди даже уверены, что способность вводить другого человека в транс - это магия, а опытный гипнотизер может посредством гипноза заставить любого человека сделать все что угодно. Разумеется, в этих утверждениях нет истины, так как в технике введения в гипнотический транс нет ничего сверхъестественного и ей может научиться каждый желающий, но загипнотизировать человека без его желания невозможно . Даже скрытому гипнозу (цыганскому гипнозу, НЛП и др.) достаточно легко сопротивляться - для этого нужно всего лишь сконцентрировать внимание на чем-либо постороннем (смотреть в окно, считать проезжающие машины и др.) или думать о чем-то своем, не слушая гипнотизера.

Помимо заблуждений о сверхъестественной природе гипноза и абсолютной невозможности защититься от гипнотического внушения, также в нашем обществе достаточно распространены и следующим мифы:


Миф: Есть люди, которые не поддаются гипнозу

Правда: Загипнотизировать можно каждого психически здорового человека, однако степень гипнабельности (внушаемости) у каждого разная. Около 30% людей хорошо поддаются гипнозу и быстро впадают в транс, 40% - менее внушаемые, а оставшиеся 30% могут быть введены в гипнотический транс только опытным гипнотизером.

Миф: Люди с высоким интеллектом и сильной волей хуже поддаются гипнозу, чем слабовольные.

Правда: Для того, чтобы войти в состояние транса, нужно сконцентрироваться на словах и действиях гипнотизера, а также иметь развитое образное , поэтому специалисту будет легче ввести в гипнотический транс волевого и умного человека.

Миф: Гипнотизер может заставить пациента сделать все что угодно.

Правда: В состоянии гипнотического транса сознательный контроль своих действий ослабляется, но не отключается полностью, поэтому даже под гипнозом человек не сделает того, что противоречит его моральным нормам.

Миф: Выйдя из состояния гипнотического транса, человек не помнит того, что происходило на сеансе.

Правда: Большинство пациентов гипнотерапевтов хорошо помнят, что происходило в то время, пока они были загипнотизированы.


Миф: С помощью гипноза можно влиять только на психическое состояние человека.

Правда: Гипнотерапия эффективна как при устранении психологических проблем, так и при лечении ряда психосоматических заболеваний. К примеру, с помощью гипноза можно избавить человека от заикания, болей психосоматического характера, и даже от зубной боли.

Миф: Опытный гипнотизер может загипнотизировать сразу много людей без их желания

Правда: Источник этого мифа - сеансы массового гипноза, при которых часть присутствующей публики действительно впадала в состояние транса и выполняла указания гипнотизера, а также свидетельства людей, что были загипнотизированы, смотря сеанс по телевизору или слушая его по радио. Очевидно, что в этих случаях ключевую роль играло желание людей быть загипнотизированными, а также - на популярных в конце прошлого века массовых сеансах гипноза в транс впадали не все присутствующие, а на большинство телезрителей показанные по ТВ сеансы Анатолия Кашпировского не оказали никакого действия.

Миф: Гипноз вреден для здоровья

Правда: Состояние транса естественно для психики, и под гипнозом человек расслабляется и успокаивается. В повседневной жизни люди испытывают состояние, схожее с гипнотическим трансом, когда расслабляются после тяжелой умственной работы или нервно-психических нагрузок, а также при засыпании.

На международном симпозиуме в Тбилиси, кроме учения 3. Фрейда, большое внимание уделялось учению советского психолога Д. Н. Узнадзе.

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) прожил яркую и неординарную жизнь. Будучи гимназистом, он был исключен из гимназии в 1905 году за участие в митинге против самодержавия и сдает экзамены на аттестат зрелости экстерном. Затем продолжает образование в Лейпциге у знаменитого психолога В. Вундта. В 23 года защищает докторскую диссертацию при университете в Галле (на немецком языке). После революции становится одним из основателей Тбилисского университета, организует Институт психологии, становится его директором, академиком…

Огромной заслугой Узнадзе перед современной психологией является в первую очередь то, что во времена мрачного террора в стране за учение Фрейда и психоанализ он продолжал исследовать глубинные, бессознательные процессы в человеческой психике. Для того, чтобы не раздражать цензоров фрейдистским термином “бессознательное”, он вводит в психологию понятие “установка”.

Согласно учению Д. Н. Узнадзе, сфера действия бессознательного психического настолько широка, что она лежит в основе всей активности личности, как внутренней, так и внешней. В человеческой активности, согласно Узнадзе, бессознательное психическое действие проявляется в виде установок.

Предлагаю вам, уважаемый читатель, провести один из классических опытов по выработке установки. Если Вы возьмете три шара или мяча: два, например, диаметром 6 см, а один - 12 см. Размеры даны примерные. Затем предложите знакомому оценить равенство этих мячей. Он скажет, что два мяча равные по размеру, а один большой. Попросите испытуемого сесть, закрыть глаза, положить руки на колени ладонями вверх, и скажите ему инструкцию типа: “Сравните эти два мяча по величине на ощупь”. Если вы почувствуете, что больший по объему мяч находится в правой или левой руке, то скажите: “в правой” или “в левой”, “глаза не открывать”. Затем вы даете в левую руку мяч больший, а в правую - меньший. Когда испытуемый определит, в какой руке большой мяч, вы снимаете их и через три секунды даете мячи опять - больший мяч в левую руку, а меньший - в правую. Таким образом предъявляете мячи 5-10 раз. На 10-й раз вы подаете в руки два одинаковых по размеру мяча. Одинаковые мячи вы предъявляете 5 раз, и ваш испытуемый, ощупывая их, с закрытыми глазами будет говорить, что он чувствует в правой руке мяч, больший по объему, а в левой меньший. Если испытуемый откроет глаза, то убедится, что мячи одинаковые по размеру, но, закрыв глаза, опять будет в правой руке чувствовать шар, больший по размеру.

Это состояние называется контрастной иллюзией. Д. Н. Узнадзе это состояние определил как готовность к привычному способу реагирования, т. е. как установка. Установки можно вызывать в различных органах чувств, или, как говорят психологи, установки бывают различных модальностей: аудиальные (вырабатываемые на слух, звук), тактильные (осязательные), визуальные (зрительные) и кинестетические (двигательные).

Установки имеют следующие характеристики:

1. Возбудимость фиксированной установки. То есть сколько установочных предъявлений (неравные мячи) требуется испытуемому, чтобы возникла иллюзия? Некоторым людям и 5 предъявлений достаточно, другим и 20 мало.

2. Прочность фиксированной установки. Сколько раз при предъявлении равных мячей возникает контрастная иллюзия? В каком по счету предъявлении человек может стряхнуть с себя иллюзорное восприятие неравенства? Одному достаточно 5 предъявлении, а другому - 20. Иллюзия может “перескакивать” то слева, то справа, один из равных мячей кажется “больше”. Это показатель пластичности установки.

3. Вариабельность установки. Есть люди, у которых один и тот же эксперимент в разные дни вызывает одинаковое количество иллюзий. Но, оказывается, есть люди, у которых прочность иллюзий сегодня одна, а завтра другая. Они говорят: фиксированная установка вариабельна.

От характера работы установок зависит и характер человека. Например, если установка “возбудима” (легкое возникновение иллюзий), то эти люди чаще всего вспыльчивые, экспансивные.

У кого низкая возбудимость, то они инертны, пассивны. Если установка “динамична” (иллюзии не застревают, долго не задерживаются), значит, человек умеет приспособиться к окружению, вынослив в конфликтах.

Если “статична” установка, прочные иллюзии долго не проходят, тогда наоборот. Человек неуживчив, легко ломается в конфликтах. Если установка “вариабельна”, то человек непоследователен и импульсивен.

Установки бессознательны и формируются под влиянием среды. Именно таким образом фиксируются наши стереотипы жизни. Существует множество различных бессознательных установок, которые определяют наше поведение.

В исследованиях Узнадзе встречается описание явления, стоящего за первичной установкой. Он описывает поведение человека, внезапно испытавшего жажду. “Скажем, я чувствую сильную жажду и в этом состоянии я прохожу мимо места продажи прохладительных напитков, мимо которого, впрочем, мне приходилось проходить ежедневно по нескольку раз. На этот раз я чувствую, что вид напитков привлекает, как бы тянет к себе. Подчиняясь этому влечению, я останавливаюсь и заказываю себе воду, которая кажется сейчас мне наиболее привлекательной. Лишь только я удовлетворяю жажду, вода сейчас же теряет для меня привлекательную силу, и если я в таком состоянии прохожу около того места, оно остается вне моего интереса, или же бывает, что я его не замечаю вовсе” (Узнадзе Д. Н. // Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961).

Явление “внушения” со стороны предметов нам всем известно. Предметы притягивают нас к себе и побуждают к определенной деятельности. Иногда и потребность и сам ее предмет не осознаются человеком, но тем не менее властно определяют его поступки, “притягивают” человека к себе. Так, герой романа “Преступление и наказание” Раскольников, намеревавшийся пойти в полицейскую контору, вдруг находит себя у того места, где им было совершено убийство старухи-ростовщицы.

“В контору надо было идти все прямо и при втором повороте взять влево: она была уже в двух шагах. Но, дойдя до первого поворота, он остановился, подумал, поворотил в переулок и пошел обходом через две улицы, - может быть, без всякой цели, а, может быть, чтобы хоть минуту еще потянуть и выиграть время. Он шел и смотрел в землю. Вдруг как будто кто шепнул ему что-то на ухо. Он поднял голову и увидел, что стоит у того дома, у самых ворот. С того вечера он здесь не был и мимо не проходил. Неотразимое и необъяснимое желание повлекло его” (Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Т. 6. М., 1960. С. 132-133).

Читая, мы видим и чувствуем, как какая-то непонятная сила влечет Раскольникова к месту преступления, и она, эта сила, словно действует помимо него.

Два описанных примера отличны, но в них есть общая особенность, которая и становится центром исследований Д. Н. Узнадзе. При наличии некоторой потребности, предмет, могущий удовлетворить индивида, влечет его к себе и побуждает совершить действие, “требуемое” этим предметом и приводящее к удовлетворению потребности.

В одном случае этот предмет - стакан воды, а в другом - место преступления. В первом примере состояние, вызванное потребностью и ее предметом, осознается, а во втором примере скрыто от человека.

Но в обоих случаях специфическое состояние, возникшее у субъекта, при наличии потребности и ее предмета, выражается в направленности, готовности к совершению определенной деятельности, отвечающей потребности, т. е. установки.

В понимании Д. Н. Узнадзе “первичная установка” выражается в конкретном психологическом явлении - феномен “побуждающего характера” предметов.

Этот феномен может вызывать импульсивные установки, которые переходят в импульсивное поведение. Примеры действия импульсивных установок встречаются буквально на каждом шагу. Вы пишете статью, а рядом стоит тарелка с яблоками или лежит пачка сигарет. Время от времени вы, не отрываясь от работы, машинально протягиваете руку и берете яблоко или закуриваете сигарету. В том случае, если условие, способное удовлетворить потребность, находится перед нами в стандартной ситуации, мы почти никогда специально не задумываемся, что предпринять: “Сами условия ситуации диктуют нам, что надо делать” (Узнадзе Д. Н. Формы поведения человека // Психологические исследования. М., 1966).

Любое импульсивное поведение осуществляется под влиянием актуального импульса сиюминутной потребности и отвечающего ей предмета, диктующего, в буквальном смысле этого слова, что нужно делать.

Стакан воды, стоящий на кафедре, “внушает” лектору, почувствовавшему жажду, взять и выпить его, не прерывая хода своих рассуждений.

Если вы сыты, но чувствуете приятный запах лакомства, то этот продукт “внушает” вам ложный аппетит, и вы его покупаете. Любая женщина, занятая многочисленными домашними делами, в момент появления недостаточно знакомого человека машинально поправляет волосы, направляясь навстречу гостю. Заядлый курильщик, увлеченный разговором, механически будет курить столько раз, сколько будут протягивать ему сигареты.

Многие установки помогают нам жить автоматически в стандартных ситуациях. В этот момент индивидуальные установки не мешают нам думать о других проблемах. Например, у молодого человека, собирающегося на свидание с любимой девушкой, никак не надевается ботинок, и все его усилия оказываются тщетными. Тогда, порядком разнервничавшись, он начинает разбираться, в чем дело, и с досадой обнаруживает, что, увлекшись мечтой о встрече с любимой девушкой, он упорно пытался натянуть ботинок своего брата. Препятствие, возникшее при надевании ботинка, парализует установку, направленную на встречу с девушкой, возникает в сознании потребность узнать причину задержки.

Наши установки могут проявляться и в оговорках, обмолвках и ошибочных действиях. Так, 3. Фрейд в одном из своих исследований рассказывает о председателе, который открывает не предвещающее ему ничего хорошего заседание словами “объявляю заседание закрытым” (вместо “открытым”), не замечая при этом обмолвки. Эта обмолвка приоткрывает то значение, которое собрание имеет для председателя.

Или еще один пример. Юноша, расставшийся с любимой девушкой, начинает встречаться с другой. Оживленно беседуя с ней о чем-то, он несколько раз называет ее именем той девушки, с которой встречался раньше. Его новая знакомая вспыхивает и заявляет: “Ты вовсе не меня любишь”. И сколько бы ни оправдывался юноша, утверждая, что просто оговорился, она проницательно увидела то реальное значение, которое она имеет для юноши, “увидела” ту смысловую установку, которая прорвалась на поверхность в виде обмолвки.

Смысловая установка представляет собой выражение личностного смысла в виде готовности к определенной деятельности. Эта функция может непосредственно проявляться в общей смысловой окраске различных действий, входящих в состав деятельности, выступая в виде “лишних” движений, смысловых обмолвок и оговорок.

Следующий уровень установочной регуляции - цель действия. Цель, будучи представлена в форме образа осознаваемого предвидимого результата, актуализирует готовность субъекта к ее достижению и тем самым определяет направленность данного действия. Под целевой установкой и понимается готовность субъекта совершить прежде всего то, какую цель он поставил при решении определенной задачи. Одним из наиболее впечатляющих примеров силы действия целевой установки остается случай с охотником, описанный К. Марбе. В поздний вечерний час охотник с нетерпением подстерегал в засаде кабана. И вот наконец долгожданное событие произошло, листья кустарника качнулись, и… грянул выстрел. Охотник кинулся к подстреленному “кабану”, но вместо кабана он увидел девочку. Сила целевой установки, готовность увидеть именно то, что он ожидал и хотел увидеть, была столь велика, что чувственное содержание, возникшее в процессе восприятия объекта (девочки), преобразовалось в иллюзорный образ кабана (Нататдзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972).

В обычной жизни часто встречаются случаи “самостоятельного” проявления целевой установки в форме тенденции к завершению прерванных действий. Подобные проявления целевой установки были открыты и исследованы Б. В. Зейгарник на материале запоминания прерванных и законченных действий.

Испытуемым предлагали в беспорядке совершать различные действия, причем одни действия им давали довести до конца, а другие прерывали. Выяснилось, что прерванные действия запоминаются примерно в два раза лучше, чем законченные.

В классических экспериментах Б. В. Зейгарник был установлен тот фундаментальный факт, что предвосхищаемая субъектом цель действия продолжает оказывать влияние и после того, как действие прервано, выступая в виде устойчивой тенденции к завершению прерванных действий.

Этим феноменом интуитивно пользуются писатели и хорошие лекторы. Писатель, желающий, чтобы его читатель захотел прочесть вторую, еще не опубликованную часть книги, старается “оборвать” изложение на самом интересном месте. Лектор, стремящийся, чтобы его слушатели глубже поняли проблему, не “разжевывает” ее до конца, а прерывает лекцию, вынуждая тем самым слушателей самим попытаться решить или обдумать эту проблему. Если слушатель выходит с лекции в состоянии прерванного действия и имеет установку на поиск решения поставленной проблемы, то, значит, лекция удалась.

Любой план своего поведения мы разбиваем на операции, которые помогают нам достичь намеченную цель. Готовность к осуществлению определенного способа действия понимается как операциональная установка.

В повседневной жизни операциональные установки действуют в привычных стандартных ситуациях, целиком определяя работу “привычного”, по выражению Д. Н. Узнадзе, плана поведения.

После того, как человек многократно выполнял один и тот же акт в определенных условиях, у него при повторении этих условий не возникает новая установка, а актуализируется ранее выработанная установка на эти условия (Узнадзе, 1961). Воспользуемся образным примером П. Фресса, чтобы проиллюстрировать эту мысль: контролер на станции метро после многократного предъявления билетов ожидает вновь увидеть билет, а не стакан с аперитивом, т. е. при встрече с пассажиром у него каждый раз на основе прошлых воздействий актуализируется готовность действовать именно по отношению к билету.

Если вы рискнете в час пик предъявить контролеру похожую на билет бумажку, то убедитесь в том, что установка, вылившись в Операцию, будет по своему содержанию соотнесена именно с билетом, а не с бумажкой. Иными словами, выражение операциональной установки будет обусловлено “образом действия”, принятым в данной ситуации.

Разнообразные фиксированные социальные установки также могут выступать как операциональные установки. Очень удачный пример действия социальных фиксированных установок, актуализирующихся в стандартных ситуациях, можно увидеть в произведении Л.Н.Толстого “Анна Каренина”: “Жизнь Вронского тем была особенно счастлива, что у него был свод правил, несомненно, определявших все, что должно и не должно делать. Свод этих правил обнимал очень малый круг условий, но зато правила были несомненны, и Вронский, никогда не выходя из этого круга, никогда ни на минуту не колебался в исполнении того, что должно. Правила эти несомненно определяли, что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно, что лгать не надо мужчинам, а женщинам можно, что обмануть нельзя никого, но мужа можно, что нельзя прощать оскорблений, но можно оскорблять, и т. д. Все эти правила могли быть неразумны, но они были несомненны, и, исполняя их, Вронский чувствовал, что он спокоен и может высоко носить голову” (Толстой Л. Н. Собр. соч. Т. 8. М., 1963. С. 324).

Эти правила, нормы оценок и отношений внедряются в сознание человека и, выступая в форме отвечающих стандартному кругу условий операциональных установок, руководят человеком в повседневной жизни и избавляют от необходимости всякий раз решать, как надлежит действовать в той или иной уже встречавшейся ситуации. Достаточно, опираясь на прошлый опыт, отнести встретившуюся ситуацию к определенному классу, и “срабатывают” соответствующие установки.

Эти установки будут операциональными - по их месту в деятельности и отвечающими усвоенным социальным нормам (пример с Вронским) - по их содержанию. Операциональные установки обычно осознаются лишь в тех случаях, когда они нарушаются.

Так, главный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Идиот” князь Мышкин вместо того, чтобы небрежно бросить свой узелок швейцару, заводит с ним обстоятельную беседу в “людской”, чем сначала приводит в недоумение самого швейцара, а затем и княгиню Мышкину. Нарушение принятых норм мешает швейцару, “человеку с намеком на мысль”, решить, как себя вести с князем.

Подобное нарушение правил и вытекающих из них установок на определенное поведение в данной ситуации расценивается и швейцаром, и княгиней как событие из ряда вон выходящее, о чем недвусмысленно дается понять князю Мишкину.

Согласно учению Д. Н. Узнадзе, бессознательное психическое состоит из множеств установок. Он смог экспериментально показать их формирование и некоторые из них классифицировать.

Итак, в самых общих чертах вы познакомились с этой классификацией установок - первичной, целевой, импульсивной, смысловой и операциональной.

Но ни в коем случае не следует представлять эти установки, как этажи, надстроенные друг над другом и лишенные каких бы то ни было отношений между собой.

Все установки находятся в постоянном взаимоотношении друг с другом и влияют друг на друга. Каждая установка стремится реализовать свою целевую потребность, и каждая из них имеет свой установочный операциональный способ ее реализации. Эти установки, стремясь к своей цели, действуя, наступают друг на друга. Таким образом, может возникнуть противоречие, конфликт, который из бессознательного может перейти в сознание.

Например, увидев на улице симпатичную незнакомую девушку, молодой человек хочет подойти и познакомиться, но в его круге такой поступок будет расценен как неприличный. В этой ситуации действует несколько установок, между которыми складываются определенные отношения. Прежде всего это целевая установка, проявляющаяся во вполне осознанном намерении молодого человека познакомиться с девушкой. Она актуализирует, с одной стороны, различные операциональные социальные установки, усвоенные в прошлом в виде социальных норм поведения в подобных ситуациях, с другой стороны, она приводит в действие смысловую установку, выражающую реальное отношение молодого человека к вставшей перед ним цели. В зависимости от смысловой установки фиксированные социальные установки могут либо блокироваться, и тогда молодой человек решится подойти к девушке, либо реализоваться в действие, и тогда он пройдет мимо.

Описанная ситуация, конечно, упрощена, но благодаря такому упрощению в ней удается увидеть то, как установки других уровней под влиянием целевой установки вплетаются в контекст действия и определяют его ориентацию.

Наши старые установки могут оказывать свое действие на новые. Например, у курильщика появилась целевая установка, которая проявилась в осознанном желании бросить курить. Он сознательно принимает решение, что завтра больше курить не будет.

Утром старая операциональная фиксированная установка актуализирует у него в сознании желание закурить, и он берет сигарету. Но “целевая установка” опять анализирует в сознании курильщика мотив бросить курить, например: “Я бросил курить! Все, я не курю!”. Курильщик убирает сигарету. В этот момент “старая установка” диктует противоположную мотивацию: “Кто сразу бросает курить? Сразу бросать курить вредно! Давай будем отвыкать постепенно”. Эти две установки находятся в конфликте друг с другом, а сознание курильщика, его “Я” должно поддержать одну из них. Если “Я” курильщика не актуализирует мотив “бросить курить”, то “старая привычка” курить остается.

Итак, между установками различных уровней складываются определенные взаимоотношения. Мышление среднего человека подобно обезьяне, которая прыгает и бегает между конфликтующими установками и принимает зачастую “импульсивные” решения. Люди смотрят на мир сквозь очки, стекла которых затемнены светонепроницаемой пленкой “старых установок” (догм, знаний, устаревших предрассудков и т.д.).

Д. Н. Узнадзе в связи с этим писал: “Старая установка продолжает свое существование в определенной качественности установок настоящего”.

Эта глубокая мысль создателя теории установки показывает нам, что “старые установки”, или, как их называют в школе Д. Н. Узнадзе, “установки на прошлое”, оказывают существенное влияние на “новые установки”, или “установки на будущее”.

Но существуют творческие установки, которые могут организовать и интегрировать деятельность конфликтующих между собой установок. Формирование подобных установок - это, по-видимому, одна из важнейших функций Вашего бессознательного. Такая интеграция дает человеку духовную силу, творческий потенциал. Творческие установки выражают в жизнедеятельности человека его личностный смысл, придают устойчивый характер и помогают преодолеть многие трудности в жизни человека, создают в сознании индивида духовный самоконтроль и ведут его к самосовершенствованию.

К пониманию этого, правда, в неясной форме, неоднократно уже приходили лучшие умы прошлого. Известный римский философ Луций Анней Сенека, не сомневаясь, утверждал: “Сколько человек прожить хочет - может”. Интересно подчеркнуть, что спустя столетия к этому же выводу пришел Гёте. По поводу смерти одного знакомого он писал: “Вот умер 3., едва дожив до 75 лет. Что за несчастные создания люди - у них нет смелости прожить дольше. Главное, надо научиться властвовать над самим собой”.

На симпозиуме по бессознательному было отмечено, что внушаемость человека и его гипнабельность зависят от неосознаваемой психологической установки. Именно возникновение неосознаваемой психологической установки на внушаемость оказывает непосредственное и глубокое влияние на гипнабельность. Но до тех пор, пока положительная установка на внушение не исключит в сознании индивида мотивы поведения, противоречащие процессу внушения, гипнотического эффекта не будет.

Под влиянием положительной установки на внушение бессознательно срабатывает механизм, исключающий поведение, противоречащее этой установке.

Именно тогда отпадает под влиянием этой установки последний мотив, определяющий контроль за своим поведением, наступает гипнотическое состояние, при котором словесная информация, поступающая от гипнотизера, воспринимается без критики сознания индивида.

Установка на внушение является реорганизатором психологических установок личности, которые в дальнейшем не только способствуют достижению гипнотического состояния, но и активно участвуют в самом процессе создания этого состояния.

Итак, учение 3. Фрейда - психоанализ и теория неосознаваемой психологической установки Д. Н. Узнадзе выступают на сегодня как наиболее обобщенные направления научной мысли о бессознательном психическом. Они приводят к выводу о том, что сознание индивида вовсе не является феноменом, исчерпывающим психологическую сущность и способ проявления психических особенностей человека. Все личностные качества индивида имеют бессознательную причину.

Оба эти направления считают, что бессознательное психическое управляет всеми фундаментальными измерениями человека во всех аспектах. Управление осуществляется бессознательно или может реализоваться через сознание. Бессознательное есть неустранимое начало всего общественного бытия человека, а не одной только его индивидуальности.

Читатель, думаю, уже догадался, что искусство гипнотизера состоит в умении присоединиться к бессознательному индивида, формировать положительную установку на внушение и через гипнотический транс получать нужный эффект. Но все это в следующих главах.

Термин «гипноз» (от греч.: hypnos - сон; Гипнос - древнегреческий бог сна, сын богини Ночи) в русском языке имеет два значения: как особое, временное состояние сознания человека («находится под гипнозом») и как процесс воздействия, приводящий к этому состоянию («поддаваться гипнозу» = поддаваться гипнотическому воздействию).Гипноз вызывается либо другим человеком (например, гипнотизером) и тогда говорят о гетерогипнозе, либо самим человеком и тогда говорят об автогипнозе.Гипнотическое воздействие также имеет два значения: воздействие с целью вызова гипноза и воздействие на человека, уже находящегося в гипнозе, с какой-либо другой целью (например, гипнотерапии, т.е. лечения).Гипноз рассматривается как общее понятие по отношению к понятиям «гипнотический сон» и «гипнотический транс». Следует дифференцировать понятия «гипноз» (как процесс) и «внушение» (как процесс): первое является частным по отношению к более широкому понятию в психологии - понятию «внушение» как воздействию не только с целью вызова гипноза, но с иными целями (расположения к себе, совершения человеком определенных поведенческих актов и т.п.). При этом, хотя внушающее воздействие и может оказываться на человека в бодрствующем состоянии, информация в основном адресована подсознанию.Таким образом, в принципе следует дифференцировать понятия «внушаемость» и «гипнабельность», хотя во многом они синонимичны.

2. Гипноз как состояние сознания

Сознание человека, находящегося в гипнозе, выключено полностью (при гипнотическом сне) или частично (при гипнотическом трансе, когда человек осознает, что он в гипнозе), что физиологически выражается в торможении коры головного мозга, за исключением одного участка - так называемого сторожевого пункта, благодаря которому осуществляется раппорт - своеобразная связь между гипнотизером и гипнотизируемым.Таким образом, гипноз как состояние - это измененное состояние сознания; по принятой классификации - не нормальное (в смысле - не типичное), не патологическое, частично или полностью не функционирующее сознание.Состояние гипноза характеризуется своеобразной блокировкой сознания: в то время как органы чувств (слух, зрение...) работают нормально и от них поступают в мозг нервные импульсы, в сознание эта информация не проникает: оно блокировано словесным воздействием гипнотизера; в результате загипнотизированный не осознает информацию, поставляемую ему (его сознанию) собственными органами чувств. Таким образом, загипнотизированный человек может находиться с открытыми глазами и при этом ничего не видеть вокруг себя; точнее, на сетчатке его глаз внешние предметы отражаются, нервные импульсы по зрительным нервам достигают мозга, но в кору (заведующую сознанием) не поступают (это состояние называют «негативной галлюцинацией» - термином, по нашему мнению, не очень удачным).Одновременно с этим в подобном состоянии у человека можно вызвать видения того, что в его окружении отсутствует («Вы в саду» - и человек видит деревья). Возникает эффект «центрального зрения», когда появляющиеся в мозгу образы вызываются не органами чувств, а словами гипнотизера (так называемая позитивная галлюцинация). И это явление дает нам основание сделать весьма важный (хотя и не имеющий прямого отношения к теме «гипноз») для понимания проблем экстрасенсорного восприятия вывод: человек может видеть (в смысле осознавать зрительные образы) не только глазами (как Вы сейчас видите эти буквы), но и мозгом: зрительный образ может возникать в сознании не только благодаря действию органа чувств - глаз, но и вопреки его действию, а благодаря возникшему от непосредственного воздействия извне на кору головного мозга очагу возбуждения в зрительных отделах коры. Отсюда: видеть можно и без глаз, т.е. помимо органов чувств, т.е. экстрасенсорным путем. Другой разговор - что видеть: то, что создано органами чувств, или то, что создано помимо органов чувств - экстрасенсорным путем (ведь когда я попрошу Вас представить лицо хорошо знакомого Вам человека, Вы увидите это лицо экстрасенсорным путем). Таким образом, вполне реально прямое воздействие на корковые зоны органов чувств, минуя сами органы.И коль скоро мы заговорили о физиологии центральной нервной системы, следует еще отметить: есть мнение (автору не известны экспериментальные его доказательства, хотя это не противоречит теории), что в состоянии гипноза уменьшается активность левого полушария мозга и активизируется его правое полушарие.Гипнотическое состояние сознания характеризуется не только блокировкой сознания от внешних сигналов (кроме голоса гипнотизера), но и блокировкой собственных желаний, потребностей, установок. Под гипнозом человек желает только того, что исходит от гипнотизера; какая-либо инициатива полностью отсутствует; свободная воля практически подавлена, как подавлена и критика.И в этой связи весьма важной является следующая проблема:

3. Гипноз и степень свободы в поступках

Система личности каждого человека представляет собой каркас ценностей типа «это - хорошо», «это - плохо» («любить людей - это хорошо», «красть - это плохо», «чистить зубы - это хорошо», «делать недобросовестно - это плохо» и т.п.). И именно этими своими ценностными ориентациями человек руководствуется в жизни: если его не вынуждают обстоятельства, то он обычно делает то, что считает хорошим, и не делает то, что сам считает плохим.Но состояние гипноза - это состояние блокирования сознания не только для информации извне, но и для информации «изнутри» - из собственной системы ценностей данной личности (где и записано, что такое хорошо и что такое плохо).Человеку в его обычном (не гипнотическом) состоянии дают лист бумаги и говорят: «Разорвите этот лист». Большинство наших слушателей (на наших тренингах) на это реагировали так: «А зачем?» И в этом вопросе скрыто стремление выяснить: соответствует ли его собственным ценностям цель данной просьбы, цель данного поступка (разрыва листа бумаги). При повторной просьбе это сделать многие из них это делают, но при этом испытывают некий психический диссонанс: все-таки что-либо уничтожать «просто так» - это не соответствует одной из их ценностных ориентации - «не уничтожать» без надобности имущество. Но насколько эта ценность («не уничтожать») сильна? Ведь кто-то и не стал спрашивать «а зачем?», а просто взял и, не испытывая при этом почти никакого дискомфорта, разорвал лист; кто-то спросил, а затем почти спокойно это сделал; а кто-то, делая это, «пересиливал себя» - приносил в жертву одну ценность («не уничтожать») ради достижения другой ценности (либо чтобы уважаемому человеку - профессору реализовать его просьбу, что является ценностью; либо ради ценности «послушания» - вот так он воспитан: «надо слушаться старших»).Но если бы всех этих людей погрузить в гипноз и дать такую же команду, практически они все выполнили бы ее без какого-либо внутреннего сопротивления - собственная ценностная ориентация «не уничтожать» оказалась бы слабее приказа гипнолога. Так же многие выполнили без гипноза и команду «разорвать эту брошюрку», хотя «многие» означает, что некоторые при этом все-таки «переживали», что можно заметить по некоторой медлительности в выполнении (по сравнению с выполнением команды «разорвать лист»). И это понятно: установка «не рвать книги» - более сильная, чем установка «не рвать бумагу (да к тому же чистую)». И тем не менее - разорвали брошюрку (по содержанию совершенно для них не значимую), принося таким образом в жертву одну свою ценность ради достижения другой, которая сейчас доминирует - ценности послушания (которая в данном случае создана искусственно: «Вы будете слушаться меня и выполнять все мои команды»). Ну а под гипнозом они поступили с брошюркой точно так же, как с чистым листом бумаги, - разорвали.Но насколько далеко так можно уйти, какие еще ценности человек может под гипнозом принести в жертву ради ценности послушания? Ответ на этот вопрос и есть ответ на проблему о свободе воли под гипнозом: может ли человек сделать под гипнозом все, что угодно гипнотизеру, вопреки всем своим ценностям, или нет?...Испытуемому, находившемуся под гипнозом, дали в руки склянку и сказали, что в ней азотная кислота (испытуемый по своему образованию знал, что это такое). На самом деле в склянке была безобидная жидкость. Затем человека подвели к другому человеку и приказали вылить «кислоту» тому в лицо. Испытуемый не выполнил команду - ценность «послушания» оказалась все-таки меньшей, чем ценность «здоровья другого человека». Тогда последовал новый приказ гипнотизера с информацией, что стоящий перед ним человек готов убить ребенка. Загипнотизированный выполнил команду - плеснул в лицо «кислоту», проявив таким образом систему своих ценностей: ценность «жизнь ребенка» плюс ценность «послушание» оказались выше ценности «здоровье другого человека».А вот еще один пример эксперимента, участником которого был автор. Испытуемому в гипнозе дали в руки картонный нож и сказали, что это настоящий нож. Затем ему дали команду «ударь ножом в грудь» другого человека. Загипнотизированный не выполнил команду (ценность «жизнь человека» оказалась выше ценности «послушание»); ему повторили команду еще и еще раз (повышали ценность «послушания») и, наконец, он выполнил команду - «ударил ножом в грудь», но - рукояткой в грудь, а не острием лезвия. И таким образом его подсознание (а в гипнозе человеком управляет только подсознание) как бы «схитрило» - удовлетворило ценность послушания (ударил) и удовлетворило ценность жизни другого человека (не убил).Таким образом, человек под гипнозом будет сопротивляться команде, если его действия будут противоречить достаточно высокой для него ценности (по сравнению с ценностью послушания); и не будет активно сопротивляться команде, если она хотя и противоречит какой-либо его ценности, но последняя для него не очень высокая - «нельзя рвать брошюрки» (в том числе и по сравнению с ценностью послушания, которая у него могла быть достаточно выражена и до гипнотизации - по его характеру).И получается, что подобным образом можно выявить, что для человека очень ценно, что менее ценно, а что совсем не ценно, хотя он и говорит нам, что это для него важно. Но известно: то, что в сознании человека (а говоря «поверьте, это для меня очень важно», он проявлял свое информационное поле сознания), не всегда соотносится с тем, что в его подсознании, которое в основном и управляет поведением людей. Следовательно, посылаемая под гипнозом команда будет реализована или не реализована в зависимости не от системы осознаваемых ценностей («я знаю, что жестокость - это плохо» - это в сознании человека), а от системы ценностей подсознания (где жестокость может оцениваться с плюсом). Отсюда вывод: то, что называют «волей» применительно к гипнотическому состоянию, есть система подсознательных ценностей, которая и проявляется в реализации или нереализации команд гипнотизера. Иначе говоря, гипноз мог бы быть использован и для психодиагностики системы истинных (подсознательных) ценностей человека. Однако обычно гипноз используется для других целей.

4. Цели применения гипноза

Таких целей несколько, и все они основаны на одном принципе гипнотизации - инактивации сознания и, как следствие, активизации подсознательного информационного поля, выявлении того, что находится в подсознании у человека.И получается, что одна из основных целей гипноза - выявление содержания подсознания, что важно, например, в интересах психопатологической диагностики.Ведь известно, что все, что когда-либо происходило с человеком, все, что когда-либо воздействовало на него (и неважно, осознавал человек это воздействие или не осознавал, например, «увидел, но не обратил внимания (не осознал увиденное)»), все это оседает в его подсознательном информационном поле, в том числе и так называемые психотравмирующие ситуации. Например, в детстве с ребенком обошлись ужасным образом, со временем это событие «забылось» (оказалось, благодаря психологической защите вытесненным в подсознание), но вытесненная таким образом информация продолжает оказывать влияние на психическую жизнь человека в виде, например, необъяснимых фобий (страхов), неизвестно каким образом образовавшихся установок («эта женщина по непонятным причинам не любит всех мужчин и старается избегать контактов с ними, хотя и не помнит, чтобы когда-либо от них исходила реальная угроза»).Так вот, погрузив человека в гипноз и заблокировав его сознание от внешней информации = обеспечив доступ в сознание подсознательной информации (обеспечив ее осознание), можно выявить в его «забытых страницах» биографии подобное психотравмирующее событие, что успешно делается в ходе регрессионной терапии (а гипноз в этом случае называется регрессионным гипнозом).Более того, существует предположение, что подобная психодиагностика возможна, если психотравмирующее событие произошло не в этой жизни человека, а в одной из его прошлых жизней.В регрессионном гипнозе (который по технике практически не отличается от обычного гипноза, за исключением некоторых деталей) можно не только выявить психотравмирующую ситуацию или фактор в прошлом, но и даже стереть его, внушив пациенту в гипнозе, что «этого никогда не было, а все это - только приснилось однажды...». Этот прием регрессионной психотерапии был разработан М. Эриксоном и получил его имя - эриксонианский гипноз.Внушением человеку, находящемуся в гипнозе, можно не только изменить его знания о собственной истории, но даже некоторые биофизические характеристики его организма. Например, изменить болевую чувствительность - заблокировать ее, и тогда человек не будет чувствовать боли (что, кстати, опасно, поскольку боль - наш сторож; но вполне приемлемо при каких-либо медицинских манипуляциях, которые могут вызвать болезненные ощущения; отсюда вполне реальна операция «под гипнозом»). Более того, можно, например, изменить силу мышц, и тогда человек может поднять груз, который в обычном состоянии он не смог бы поднять.В гипнозе можно не только изменить физические способности, но и спровоцировать, вызвать к жизни те творческие способности, которые имеются у человека, но по каким-либо причинам не были реализованы в его жизни. В этой связи приводят случай, когда «200 испытуемых лиц, которые тестировались профессором В. Райковым в Московской психоневрологической клинике, в состоянии гипноза внезапно продемонстрировали удивительные творческие способности, например, в рисовании, лепке из глины или выдувании стекла. Наблюдалось также усиление возможностей памяти у всех испытуемых лиц: так, они смогли в гипнотическом состоянии за одно и то же время выучить в шесть раз больше иностранных слов». Вот уж поистине возможности человека безграничны.Последнее замечание в цитате выводит нас еще на одну практическую цель гипнотизации - введение в состоянии гипноза учебной информации, что родственно гипнопедии (обучении во время физиологического, естественного сна).Определенное место в практическом приложении гипноза принадлежит автогипнозу.

5. Гипноз, автогипноз и медитация

Когда говорят о гипнозе, то чаще всего имеют в виду гетерогипноз - гипнотизацию одним человеком другого. Но иногда пишут и об автогипнозе - введении в особое состояние психики самого себя. При этом следует отметить, что многочисленные руководства по гипнозу обычно лишь упоминают об автогипнозе, представляя в основном технику гетерогипноза. И при этом дается информация, которая практически ничем не отличает автогипноз от медитации по технике погружения и по состоянию сознания: и там и там говорится о сужении сознания, об освобождении его от какой-либо информации, о достижении «чистоты» сознания и т.п. И все это убеждает в том, что состояние сознания, возникающее при автогипнозе, идентично состоянию медитативного транса, а технология и техника при автогипнозе идентичны начальным техникам медитации.

Возможно, практикующие врачи уклоняются от использования гипноза из опасения, что столкнутся с такой реакцией на гипноз, с которой не смогут справиться. В конце концов, если гипноз производит глубокие изменения в сознании, восприятии и ощущениях, могут ли события выйти из-под контроля в течение сессии? Полагаем, что большинство клиницистов слышали об одной или нескольких неблагоприятных реакциях, произошедших во время гипноза. Действительно, время от времени негативные эффекты, как их называют, иногда могут происходить - терапевт должен быть подготовлен к тому факту, что меньшинство (то есть от 8% до 49%) людей сообщает о преходящих негативных постгипнотических состояниях (напр., о головных болях, головокружении, тошноте, ригидности затылочных мышц, умеренных когнитивных искажениях). Впрочем, нам есть, что к этому добавить. За годы наших экспериментальных исследований значительное большинство испытуемых - около 80% (Lynn, Martin, & Frauman, 1996) — описывало свой опыт гипноза как очень позитивный (например, расслабление). Наши клинические испытания привели нас к выводу, что большинство пациентов оценивает свой опыт гипноза в столь же позитивных терминах.

Из множества обзоров (Сое & Ryken, 1979; Lynn, Brentar, Carlson, Kurzhals, & Green, 1992; Lynn, Martin, & Frauman, 1996) исследований относительно гипноза и его негативных эффектов стало ясно, что негативные реакции встречаются также и после негипнотического лечения. При этом гипноз вызывает не более негативные состояния, чем такие обычные действия, как сидение с закрытыми глазами, сдача экзамена в колледже, посещение занятий в колледже и жизнь в колледже вообще. Однако из-за распространенных заблуждений, касающихся гипноза, (например, транс, потеря контроля) и временных негативных постгипнотических реакций пациенты по ошибке приписывают эти негативные реакции гипнотически наведенному измененному состоянию сознания.

Тем не менее возможность негативных или непредвиденных реакций заслуживает тщательного внимания со стороны терапевта. Мы столкнулись с множеством подобных негативных реакций в своей собственной практике. Большинство негативных реакций встречалось в ранние годы нашей работы с гипнозом. В одном из случаев пациентка получила внушение мысленно отправиться на берег и считать волны в качестве техники углубления. Спустя минуту после внушения пациентка разрыдалась и, когда ее пробудили от гипноза, рассказала, что она и в самом деле ходила на озеро на предыдущей неделе и, стоя у края воды, размышляла о самоубийстве. В другом случае пациентка с диагнозом пограничного личностного расстройства выбрала в качестве своего излюбленного места остров и, хотя первоначально она сказала, что чувствует себя комфортно и расслабленно, сильно забеспокоилась, поскольку вообразила, что к берегу острова приплыли акулы-убийцы и они приближаются к ней на ногоподобных отростках. Эти примеры подразумевают, что ранее существовавшие психологические проблемы или воспоминания о неприятных событиях могут быть связаны с психологическим дистрессом, но похоже, что это относится к содержанию памяти или к спонтанным мысленным образам, а не к использованию гипноза как такового (Lynn, Martin, & Frauman, 1996).

К счастью многие негативные эффекты можно предотвратить или минимизировать (см. также Crawford, Hilgard, & MacDonald, 1982; MacHovec, 1986; Page & Green, 2002), и мы рекомендуем следующие шаги, чтобы гарантировать самый позитивный из возможных опыт гипноза. Многие из этих рекомендаций резюмируют и подкрепляют ранее сказанное относительно необходимости обучения пациентов и создания наборов терапевтических ответов, чтобы максимизировать гипнотическую внушаемость и терапевтическую пользу.

  • Тщательно оцените медицинскую и психологическую (до- и после лечения) историю каждого пациента (например, страхи, фобии, социальные проблемы), психологические защиты и копинг-навыки. Отметьте подкрепление обстоятельствами или любую вторичную выгоду, поддерживающую или усиливающую текущие симптомы. Попробуйте предвосхитить негативные реакции. Как вы помните из нашего более раннего обсуждения, обсессивно-компульсивные, пограничные, параноидальные и психотические пациенты, вероятно, слабые кандидаты на клинический гипноз или требуют особых терапевтических мер.
  • Тщательно оцените ожидания пациентов, их установки и убеждения относительно гипноза. Спросите их о предшествующих опытах гипноза и выявите наличие признаков предыдущих негативных реакций и их источники (например, бедная техника терапевта при обсуждении чувствительных вопросов, которые вызвали тревогу). Освободите пациентов от иллюзий, например, что гипноз - это быстрое лечение или дорога к подсознанию. Демистифицируйте гипноз и исправьте любые неверные представления о нем. Изобразите гипноз как терапевтический инструмент, который может содействовать расслаблению и усилить самоконтроль.
  • Если, несмотря на предпринятые усилия обучить пациента, он все еще очень обеспокоен вопросами доминирования или потери контроля над собой, обдумайте предъявление таких гипнотических процедур, как работа с воображением, с целенаправленными фантазиями или самогипноз.
  • Определите, какую роль будет играть гипноз в лечении, и обсудите эту роль с пациентом. Полностью подготовьте его для гипноза, структурируйте его реалистичные ожидания и сохраняйте высокую степень гибкости и открытости, чтобы переосмыслить не только центральную проблему, но также и роль гипноза в психотерапии.
  • Получите согласие пациента участвовать в гипнозе на основе его полной информированности. Это особенно важно, когда исследуются прошлые проблемы. В таких случаях пациенты должны знать о возможности гипноза усилить их доверие к неточным, также как и к точным воспоминаниям, что нами уже обсуждалось. Однако не привлекайте внимания к возможности негативных последствий (например, головных болей) - перед гипнозом, в течение гипноза или после него. Такая тактика может быть чрезмерно наводящей. Тем не менее, рассмотрите гипнотический опыт пациента и однозначно дайте понять пациенту, что, если он захочет обсудить какой-нибудь аспект этого опыта, он может свободно и без стеснения связаться с вами после сессии.
  • Упорно трудитесь, чтобы установить с пациентом устойчивый рабочий альянс, как средство сдерживания негативных или идеализированных реакций переноса (Lynn, Kirsch, & Rhue, 1996).
  • Будьте разрешающим. Предоставляйте бережно варианты как терапевтические двойные послания, так чтобы любой выбор продвигал улучшение и минимизировал сопротивление. Отмечайте, что человек делает «правильно», и комментируйте это. Например, фокусируясь на небольших изменениях в дыхании пациентов и говоря о том, что эти изменения показывают, что пациент начинает расслабляться тем самым способом, который способствует погружению в гипноз, - терапевт может передать идею, что изменение начинается со столь незначительных изменений, что они могут ускользать от внимания. Такая техника позволяет малые приращения, вызванные, например, случайными колебаниями, интерпретировать как знаки терапевтического успеха (Lynn, Kirsch, & Rhue, 1996).
  • Следуйте изречению: «Никогда ничего не лечите гипнозом, если вы не обучены или технически не оснащены, чтобы вылечить это без гипноза» - это незаменимая защита от неуправляемых реакций. Так, абреакции, возникающие при умелом и чутком использовании техник когнитивно-поведенческой экспозиции, могут принести существенную терапевтическую пользу. Однако терапевты должны обучаться использованию таких техник (с гипнозом или без него) перед их введением в свою клиническую практику.
  • Если терапевт осознает у себя наличие, в частности, сильного позитивного, сексуального или враждебного чувства к пациенту или чувствует потребность управлять терапевтическим взаимодействием, мало заботясь о благополучии пациента, - ему следует обратиться за консультацией, супервизией или индивидуальной психотерапией. Абреакция - выход избытка сдерживаемых эмоций при повторном переживании травматического события. - Прим. ред.
  • Вообще, избегайте прямых внушений, чтобы ослабить симптомы без возникновения обоснованной адекватной психологической защиты и копинг-навыков (Lynn, Martin, & Frau man. 1996). Примите во внимание готовность пациента испробовать что-нибудь новое или сделать необходимые изменения в жизни. Как изменилась бы жизнь человека, если бы симптома больше не было? Что должно было бы измениться в жизни человека, чтобы освободиться от этого симптома? Внушения для ослабления симптома, возможно, более безопасны и более эффективны, чем внушения для устранения симптома, а разрешающая формулировка может упреждать ощущение неудачи и уважать интуитивное ощущение тайминга* пациентом. Следующее внушение, например, может быть предпочтительнее, чем прямое внушение того, что пациент больше не будет чувствовать боль. Боль - это важный сигнал опасности, и боль, которую вы испытали когда-то, служила этой полезной функции. Но интересно, вам все еще нужен тот уровень дискомфорта, что вы испытали в прошлом, или нет? По мере того, как вы учитесь обращать более пристальное внимание на мудрые сигналы своего тела, ваша потребность в интенсивном получении боли становится все меньше и меньше - пока не останется немного дискомфорта, чтобы всего лишь напоминать вам относиться к своей спине с уважением.
  • После гипноза убедитесь, что пациент полностью активен, не чувствует себя сонным или вялым и не имеет никаких других непреднамеренных результатов внушений, когда уходит из вашего офиса.

Если вы будете следовать этим рекомендациям и развивать хорошее клиническое мышление, мы уверены, что вы оптимизируете состояния гипноза у своих пациентов и минимизируете возможность неблагоприятных реакций на те гипнотические процедуры, которые мы рекомендовали в ходе нашего обсуждения.